Что должен знать и уметь ребенок по окончании первого года обучения.
Педагог дополнительного образования Куликова Ольга Алексеевна.
Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой:
- уметь пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;
- уметь использовать обобщающие понятия (животные, растения, овощи, фрукты, мебель и т.д.);
- уметь составлять несколько предложений о предмете;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения.
Элементарные математические представления:
- знать цифры от 0 до 9;
- уметь считать до 10 и обратно;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- знать знаки +, -, =, < , >;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 <8, 5 > 4, 6=6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь сравнивать 2 группы предметов;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг; прямоугольник, овал, ромб;
- изображать простейшие фигуры «от руки»; уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между», знать правую и левую руку;
- уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
В области представлений об окружающем мире:
- определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
- определять свойства материалов (мнется, бьется, ломается, крошится)
- уметь различать по внешнему виду некоторые растения, распространенные в нашей местности (дуб, береза, клен, сосна, ель, рябина);
- уметь различать диких и домашних животных; уметь различать по внешнему виду птиц (дятел, сова, ласточка, воробей, синица, голубь, снегирь);
- иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;
- различать и называть части тела животного и человека;
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);
- называть 3 – 5 насекомых;
- знать названия 12 месяцев года;
- знать названия всех дней недели;
- различать и называть части суток.
Художественно – эстетическое развитие:
- что такое аппликация, виды аппликации;
- искусство оригами;
- что такое мозаика;
- виды и свойства бумаги;
- пластический материал: пластилин, соленое тесто и работа с ним;
- правильно использовать кисть при рисовании;
- правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
- сочетать цвета в композиции;
- изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
- создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы;
- лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
- использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, прищипывания, сплющивания;
- владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
- правильно держать ножницы и действовать ими;
- резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника (прямоугольника), делать косые срезы;
- уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;
- раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
- составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать;
- работать аккуратно;
- экономно расходовать материалы.
По музыкально -игровому блоку:
- иметь представление о театре, как виде искусства;
- хлопать в такт музыке;
- выполнять строевые упражнения;
- иметь навыки выступления на концертах;
- управлять интонацией своего голоса;
- различать динамику звука: «громко», «тихо».
Кроме того, ребенок должен знать:
- в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
- имена членов своей семьи, иметь представление о работе своих родителей;
- знать правила поведения в общественных местах и на улице;
- знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);
- знать и использовать «вежливые» слова;
- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).