Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
р.п. Шатки

  Нижегородская область,
пгт. Шатки,
ул. Федеративная, дом 4
8 (831) 904-17-42

 

Информационная карта

Полное

название программы

Программа «Дорогою добра» деятельности волонтеров Шатковского района

Автор программы

Гудакова Юлия Николаевна, методист

Название проводящей организации

МОУ ДОД «Детско –Юношеский Центр»

Адрес организации

Нижегородская область, р. п. Шатки, ул. Федеративная, д. 4

Телефон

8831 (90) 4-17-42

Список входящих объединений (клубов, советов)

Волонтерские объединения образовательных учреждений Шатковского района

Год рождения волонтерского движения

2009 год

Количество участников в группе, возраст

397 человек

14-18лет

Цель программы

1.Развитие волонтерского движения в школах района, формирование позитивных установок учащихся на бескорыстное служение ближнему и обществу.

2.Развития  самостоятельной познавательной деятельности, профилактика вредных привычек, воспитание здорового образа жизни.

Срок реализации программы

1 год

Официальный язык программы

Русский

 

Пояснительная записка

Добровольчество – национальная идея России. Именно такой лозунг звучит в последнее время на всех конференциях, семинарах, встречах, посвященных рассмотрению идей строительства гражданского общества.

Добровольчество может стать тем самым инструментом социального, экономического и духовного развития общества, в котором сегодня оно нуждается. При этом  наиболее значимым на данном этапе строительства гражданского общества является развитие добровольческого движения в среде подрастающего поколения третьего тысячелетия. На данный момент, добровольчество, волонтерство – развитое и очень уважаемое движение во всем мире. Но новое значение хорошо знакомого понятия «доброволец», «волонтер» не было широко распространено в социально – педагогической среде советской школы до 80 – х годов ХХ века.

Волонтер – человек, поступающий согласно собственной свободной воле.

Волонтерская деятельность – форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан – добровольцев.

Развитый институт добровольчества (волонтерства) является характерным признаком устойчивой и обогащенной опытом социальной системы. Участники детских молодежных общественных объединений  являются по сути деятельности их объединений волонтерами так же, как и люди, привлекаемые к общественно – полезным акциям, мероприятиям государственных структур, коммерческих фирм или церкви.

Общественные объединения функционально осуществляют связь между личностью и государством, между сферой личной жизни человека и общественной жизнью гражданина.  При этом, общественные объединения работают гласно, открыто обсуждая возникающие проблемы, выступая от имени своей организации в защиту общих интересов. Помочь нуждающимся, оказавшимся в трудных жизненных условиях стать полноправными  участниками и организаторами общественно – значимой деятельности – одна из основных задач общественных объединений. Волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая деятельность. Успешная деятельность волонтера включает в себя овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов и усвоение ценностей, в результате чего формируется чувство сопричастности, ответственности за выбранное дело и принадлежности к решению общечеловеческих проблем.

С 2009 года в Шатковском районе активно стало набирать обороты волонтерское  движение. В  основе волонтерского движения лежит принцип: «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому».

На сегодняшний день в районе функционирует 11 волонтерских объединений, созданных на базе  образовательных учреждений.

  • МОУ Шатковская СОШ №1.Волонтерское объединение «ЗОЖ»
  • МОУ Шатковская СОШ №2. Волонтерское объединение «Твой выбор»
  • МОУ Архангельская СОШ. Волонтерское объединение «Юность»
  • МОУ Лесогорская СОШ. Волонтерское объединение «Энергия»
  • МОУ Светлогорская СОШ. Волонтерское объединение «Импульс»
  • МОУ Красноборская СОШ. Волонтерское объединение «Энтузиаст»
  • МОУ Великовражская СОШ. Волонтерское объединение «Шанс»
  • МОУ Шараповская СОШ. Волонтерское объединение «Пламя»
  • МОУ Силинская ООШ. Волонтерское объединение «Экологи»

Цель программы:

1.Развитие волонтерского движения в школах района, формирование позитивных установок учащихся на бескорыстное служение ближнему и обществу.

2.Развития  самостоятельной познавательной деятельности, профилактика вредных привычек, воспитание здорового образа жизни.

Для достижения цели, необходимо выполнить следующие основные задачи:

  • Создать механизм работы школ с окружающим социумом, через  создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
  • Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КПН.
  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  • Развить мотивацию участников проекта к ведению здорового образа жизни, пропаганде здорового образа жизни среди своих сверстников. Через разработку мероприятий с компьютерными презентациями, разработку листовок, выпуск своей газеты, проведение семинаров.
  • Сформировать понятие о необходимости выбора жизненных ценностей, потребность соотносить их с общечеловеческими.
  • Распространение инициативы волонтерского движения и взаимодействие с волонтерскими организациями других учреждений;
  • Выявление и развитие организационно-творческих способностей инициативной группы школы в рамках волонтерского движения.

 

Организация добровольческой деятельности  строится на четко определенных  принципах.

  • Добровольность

- Каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному желанию.

- Решение о принятии участия в добровольческой деятельности не может быть сделано под  прямым или косвенным нажимом.

  • Бескорыстность

- Добровольческая деятельность не должна преследовать корыстных целей (не должна носить скрытый корыстный характер).

- Добровольческая деятельность не должна являться основной трудовой занятостью.

  • Социальная значимость

- Востребованность и соответствие актуальным потребностям развития отдельных граждан, местного сообщества, других объектов добровольческой деятельности.

- Законность добровольческой деятельности должна иметь безусловный характер.

- Гуманизм целей и задач добровольческой деятельности придает им общечеловеческое значение.

  • Личная значимость

- Добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития добровольца.

- Добровольческая деятельность должна способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей.

- Организация добровольческой деятельности должна учитывать индивидуальные особенности добровольцев.

Работа в волонтерских объединениях поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая извне информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, другим учащимся, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету.

Формы работы: 

  1. Конкурсные программы;
  2. Фестивали;
  3. Оздоровительные мероприятия;
  4. Спортивные соревнования;
  5. Экскурсионная работа;
  6. Информационно - лекционная работа;
  7. Развлекательно - познавательная деятельность;
  8. Акции (милосердие, шефство);
  9. Диспуты, дискуссии, круглые столы, ролевые игры;
  10. Открытый микрофон;
  11. Презентации;
  12. Культурно - массовая просветительская работа (агитбригады);
  13. Семинары-тренинги;
  14. Тематические дни;
  15. Психологическое сопровождение (Школа волонтёра).

 

Современные технологии обучения и воспитания:

  • Дискуссия «Мозговая атака»
  • Аудиовизуальные формы
  • Ролевые игры
  • Выступление в роли обучающегося
  • Групповая работа
  • Метод проекта

 

Механизм реализации программы

Организационную основу волонтерского движения составляют учащиеся 9-11 классов.

В организации и развитии волонтерского движения в школах принимают участие:

  1. Руководитель волонтерского объединения (куратор) - им может быть специалист, курирующий работу волонтеров (психолог, специалист по социальной работе).

Руководитель производит подбор инициативной группы подростков и в дальнейшем поддерживает все ее начинания, оказывая помощь в подготовке и проведении мероприятий, спланированных группой.

  1. Администрация школы.

С помощью администрации решаются многие организационные вопросы. Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу.

  1. Родители.

Важно чтобы родители поддерживали детей в их начинаниях. Они могут стать активными участниками программы: помочь в тиражировании каких-либо памяток, участвовать в организации досуговых мероприятий

4. Основные направления работы и их содержание:

  • Валеологическое (пропаганда здорового образа жизни).
  • Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками)
  • Досуговое (организация полноценного досуга для детей и взрослых).
  • «Милосердие» (оказание адресной помощи детям из многодетных, неблагополучных семей; пожилым людям, ветеранам.)
  1. Валеологическое

Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у субъектов образовательного пространства.

Задачи:

  1. Пропаганда здорового образа жизни;
  2. Активизация школьников в общественной работе по пропаганде здорового образа жизни,
  3. Предоставление подросткам информации о здоровом образе жизни.

Одно из главных направлений государственной политики – забота о здоровье населения, в частности - подрастающего поколения.

Образовательное учреждение – это то место, где кроме создания здоровье сохраняющей среды внутри учреждения, возможно создание условий для формирования профилактического мышления учащихся. Один из способов познания – просвещение с последующим вовлечением в деятельность по просвещению других (волонтерское движение).

Привлечение подростков к профилактике одновременно решает несколько задач:

-позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных кадров;

-сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у ребят, с кем они занимаются, развить у ребят чувство самоуважения и ответственности;

-через общественно полезную деятельность сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

 

  1. Профилактическое

Цель:

формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения.

Задачи:

  1. Создать условия, позволяющие волонтерам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде.
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).
  3. Досуговое

Цель:

 Организация досуга для детей и взрослых, научить волонтеров жертвовать своими ценностями для развития общественного блага (свободным временем, материальными ресурсами и др.)

Задачи:

  1. Вовлечение подростка в социальную активность.
  2. Реализовать духовные потребности человека (классные часы для младших школьников, концерты для ветеранов, праздничные программы для мам и бабушек и др.).
  3. Реализация творческого потенциала.

 

  1. «Милосердие»

Цель:

привлечение внимания к проблемам и оказание добровольческой помощи социально незащищенным группам населения, оказание помощи ветеранам  ВОВ, пожилым людям, детям.

Задачи:

  1. Пропаганда и распространение позитивных идей добровольного служения обществу
  2. Выявление новых адресов помощи.
  3. Оказание систематической помощи ветеранам ВОВ, пожилым людям, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям с тяжелыми заболеваниями.

Также волонтерские объединения  принимают участие в реализации областного мегапроекта «Мое Отечество» по развитию духовно – нравственного воспитания детей и молодежи в 2013 -2014 учебном году, областных  программ «Дети. Творчество. Родина» и «Выбери жизнь».

 

  1. Содержание программы

Валеологическое и профилактическое направление:

  • Акция для обучающихся по профилактике табакокурения, алкоголя и наркотиков «За здоровье и безопасность наших детей»
  • Районный конкурс детских и молодежных проектов по формированию здорового жизненного стиля
  • Областной фестиваль волонтерских объединений, направленный на пропаганду идей здорового образа жизни «Быть здоровым – здорово!»
  • Областная школа для лидеров и руководителей волонтерских объединений «Волонтером быть здорово!»
  • Конкурс рисунков и плакатов «Скажи СПИДУ- НЕТ!»

Досуговое направление:

  • Общественно – направленный проект «Радуга добрых дел»
  • Тренинг «Менеджмент волонтерства»
  • Районное мероприятие «Я – волонтер!»
  • Акция «Мой чистый поселок. Начни с себя?!»

Направление «Милосердие»:

  • Акция «Рука помощи»
  • Акция «Елка добра»
  • Акция «Для ветерана»
  • Акция «Дарим добро детям»

5.Ожидаемые результаты

  1. Вовлечение большого числа детей и подростков школ района в активную общественную жизнь;
  2. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи;
  3. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
  4. Организация игр, диспутов и других культурно-эстетических развлекательных мероприятий;
  5. Активное участие в пропаганде ЗОЖ;
  6. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.

Правила деятельности волонтера

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Будь генератором идей!
  3. Уважай мнение других!
  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  5. Обещаешь – сделай!
  6. Не умеешь – научись!
  7. Будь настойчив в достижении целей!
  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Механизм оценки результатов

Оценка эффективности программы будет осуществляться инициаторами и всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности (появление проектов, проведение акций, привлечение к деятельности новых субъектов и др.) в форме проведения анкет, социологических опоросов

6.Список литературы

  1. Люди помогают людям (книга о добровольчестве). Составитель Бодренкова Г.М., Центр добровольцев «Московский Дом Милосердия», 1995.- 46с
  2. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров детских общественных объединений в системе дополнительного образования.- М.: УЦ «Перспектива», 2011. -128с.
  3. Закон РФ «Об общественных организациях» от 19.05.1995.
  4. Методические рекомендации по работе с волонтерами.- М.: Проект «Здоровая Россия 2020», 2005.- 31с.
  5. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. – М.: ООО «Ритм», 2004. - 128с.
  6. Решетников О.В. Актуальные вопросы организации  социального служения/Психология и педагогика социального воспитания//Материалы научно – практической конференции. – Кострома: КГУ, 2005. – с. 385 – 389
  7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками
  8. Тетерский С.В., Ромашкина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде (Методика подготовки волонтеров «Равный - равному»): Методические рекомендации. – Нижний Новгород: Изд.-во ООО «Педагогические технологии», 2009. – 80с.
  9. Тетерский С.В., Решетников О.В. Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности).- Нижний Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009. – 146с.
Наверх