Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
р.п. Шатки

  Нижегородская область,
р.п. Шатки,
ул. Федеративная, дом 4
8 (831) 904-17-42

 

Методическая разработка «Аппликация»

4 апреля 2018 г.

Автор: Куликова Ольга Алексеевна,

педагог дополнительного образования (2010 год)

 

Одним из средств эстетического воспитания детей служат занятия аппликацией. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на растительный и животный мир, пробуждают в них радость труда, жажду творчества.

Аппликация  относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, соотношения частей и целого, понимание цвета, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т.д. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали и т.д. Своей практической направленностью по оформлению помещений, изделий аппликация делает труд не только познавательным, красивым, но и общественно-полезным.

ЦЕЛЬ занятий по аппликации

  • Познакомить детей с аппликацией как одним из видов декоративно-прикладного искусства. Показать все разновидности аппликации.

ЗАДАЧИ:

  • Обучение учащихся пониманию цветосочетания, умению вырезать геометрические фигуры, аккуратно наклевать, правильному размещению на плоскости отдельных фигур.
  • Развитие чувства меры, ритма, развитие глазомера, представлений о пропорциональности.
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, взаимопомощи.

Методы реализации программы

  • Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец работы, который учащиеся рассматривают, анализируют и затем работают над его изготовлением)
  • Интерактивный метод (применяются игровые формы проведения занятий, методики, развивающие коммуникативную, творческую деятельность детей)
  • Исследовательско-поисковый метод (обучение поиском самостоятельного решения творческих замыслов).

По окончании курса обучения  изготовления аппликаций учащиеся должны знать:

  • Определения аппликации
  • Виды аппликаций: предметная, сюжетная, плоскостная, объемная, декоративная, мозаика, аппликация обрыванием.
  • Названия геометрических фигур.
  • Что такое композиция.
  • Цветовое сочетание.

Должны уметь:

  • Вырезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертания предмета (геометрические фигуры).
  • Согласовывать цвет различных элементов композиции.
  • Правильно наносить клей на бумагу.
  • Наклеивать фигуры на фон по разметке.
  • Вырезать симметричные фигуры.
  • Выполнять объемную аппликацию различными приемами изготовления.
  • Применять для объемной аппликации вату, соломку, засушенные листья, ленты и т.д.
  • Передавать в аппликации объем и пространственное положение предметов.

По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, декоративные.

Предметные аппликации изготавливают из вырезанных геометрических фигур (листьев, фруктов, овощей, цветов и т.д.). Они наиболее просты и доступны для выполнения детьми младшего школьного  возраста.

Декоративные аппликации.

Орнамент, узоры с изображением стилизованных цветов, птиц, животных. Возьмем самую простую геометрическую фигуру – квадрат, и расположим его в различных положениях, так, чтобы получилось аритмичное чередование. Если же дополнить его другими элементами, например треугольниками, кружочками, то вариантов получится очень много. Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Самостоятельного значения орнамент не имеет, он служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Орнамент придает изделию выразительность и красоту. Существуют плоские и рельефные орнаменты. Орнамент может быть выполнен в квадрате, в полосе, в круге (розетка).

Мозаика

Она является одним из способов выполнения аппликации.

Мозаика – изображение состоит из небольших кусочков разного цвета, которые выкладываются в виде нужной композиции. Процесс выполнения мозаики из бумаги во многом схож с процессом выполнения аппликации.

  • Подготовить эскиз узора
  • Подобрать бумагу нужного цвета
  • Нарезать или нарвать ее небольшими квадратиками, прямоугольниками или кружочками.
  • Выложить бумажные детали по рисунку на фоне вплотную друг другу или через небольшие промежутки.

Составлять мозаику можно как на светлом, так и на темном, черном фоне. Различают два вида мозаики из бумаги: контурная мозаика (кусочки бумаги выкладываются по линии рисунка), и сплошная мозаика (кусочки бумаги выкладываются по всей площади изображения).

Аппликация обрыванием

Этот способ аппликации особенно выразителен за счет получения рваного, неровного края. Рваный край создает эффект мягкости. Различают два вида обрывания: внутренне, которое выполняется внутри контура детали; и внешние, которая выполняется по внешнему контуру детали.

Сюжетные аппликации (или тематические)

Сюжетные аппликации (или тематические) состоят из нескольких разных фигур, часто в  динамике, то есть в движении. Сюжеты по желанию учащихся могут выбираться на различные темы.

Как предметные, так и сюжетные аппликации могут быть плоскими или объемными.

 Плоскую аппликацию выполняют путем вырезания деталей и наклеивания их  на основание всей поверхностью.

Объемная аппликация получила широкое распространение в практической деятельности школьников. Этот вид аппликации создает некоторую видимость объекта. Объемная аппликация увеличивает художественные возможности детских работ, расширяет творческие возможности ее выполнения.

По приемам  изготовления объемную аппликацию можно разделить на четыре группы:

  1. Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей поверхности, например часть листа. Если цветки многолепестковые, например астра, то первый ряд лепестков наклеивают полностью на фон, а второй ряд только сердцевиной, концы отгибают.
  2. На обложке-сувенире приклеивают детали частью своей поверхности в два три плана.
  3. На фон (основание аппликации) наклеивают какую-нибудь объемную деталь - коробку, изображающую автомобиль, скворечник , трубочки, изображающие бревна, вату вместо снега и др.
  4. Некоторые детали (сердцевину цветка или лепестки приклеивают несколько помятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объем игрой материала.

Цвет в аппликации  играет решающую роль. Работая с цветной бумагой, нельзя забывать о цветовом решении работы. Выбор цветового сочетания в орнаменте, аппликации, игрушке является этапом успешного выполнения работы. В процессе работы необходимо определить цветовые сочетания и цвета, наиболее подходящие друг другу. Это очень важно, так как если брать цвета независимо от их сочетаний – не получится общей слаженности в работе, потеряется даже форма предмета. Согласованность различных цветов между собой называется колоритом. В аппликации часто стараются передать натуральные цвета. Развитию художественного вкуса, умению подбирать цветовое сочетание в своих аппликационных работах способствуют наблюдения, сравнения, сопоставления различных природных объектов, рассматривание цветных иллюстраций. Только постоянные напоминания педагога: «Посмотри на это»,  «Сравни с этим»,  «Так будет красивее», помогут учащимся закрепить на практике умение подбирать цвета.

Материалы и инструменты

Основным материалом для выполнения  аппликации является бумага. Используются наборы цветной бумаги и картона. Цвета должны быть яркими, насыщенными. Хорошо получаются аппликации с использованием бархатной бумаги, гофрированного картона. При работе  с аппликацией необходима мягкая резинка; острые ножницы, лезвия  которых  должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте; кисточка для клея; линейка; дощечка или клеенка; простые карандаши. При выполнении некоторых фигур применяют шаблон (из тонкого картона). 

            На каждом занятии педагог старается приучить детей к сознательному выполнению правил техники безопасности и санитарной гигиены с целью предотвращения порезов, ранений, загрязнения глаз.

Основные правила для учащихся при выполнении аппликационных работ

  1. Во время работы быть внимательным и аккуратным.
  2. Быть аккуратным с режущими инструментами: ножницами, шилом, ножом (канцелярским). Передавать инструменты товарищу только ручкой вперед. Располагать на столе, следить, чтобы инструмент не упал.
  3. Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.
  4. Посуду с клеем надежно устанавливать на рабочем столе.
  5. Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения педагога.
  6. Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить клей, бумагу, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликаций.
  7. Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам.
  8. Не вытирать глаза грязными руками.

Методика проведения занятий

            На каждом занятии руководитель встречается со своими пытливыми, непоседливыми, любознательными, и порой, трудными ребятами. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности они были интересными для ребят? Планируя занятие, руководитель учитывает общий уровень подготовки  учащихся, наличие материалов, инструментов. Предусматриваются некоторые отклонения от плана работы в расчете на творческий подъем учащихся. Занятия  по выполнению аппликационных работ обычно проводятся по следующему плану:

  1. Беседы на выбранную тему.
  2. Анализ объекта труда, выбранного для работы.
  3. Показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для аппликации.
  4. Составление плана работы.
  5. Выбор колорита.
  6. Перенос контуров отдельных элементов на изнаночную сторону цветной бумаги.
  7. Вырезание фигур.
  8. Наклеивание.
  9. Обсуждение готовых работ. Если аппликация сложная, то ее выполнение планируется на 2 -3 занятия.

Руководитель стремится, чтобы все изделия, выполненные учащимися имели аккуратную и красивую форму. На первых занятиях  задания для всех учащихся могут быть одинаковыми, но потом руководитель постепенно, в соответствии с приобретенными навыками, возрастом, способностями, может предложить дифференцированные задания. Педагог продумывает варианты упрощения аппликационной работы для одних детей и усложнения для других. Тема задания остается одна, но с некоторым дифференцированным индивидуальным методом обучения. Руководитель должен помнить, что для выполнения работ детьми разных способностей, потребуется разное время. Поэтому, по необходимости, надо уменьшить или увеличить число вырезаемых деталей, изменить их размеры. Надо всегда помнить, что простота и доступность для данного возраста детей – основа обучения и понимания ими красоты окружающих вещей. Огромно значение коллективного труда, когда учащиеся всей группой создают одну общую работу. Участие в таких мероприятиях наименее способных учеников всегда вызывает  чувство товарищеской взаимопомощи, старания каждого хорошо выполнить задание, чтобы не подвести других.

 Задания для учащихся предлагаются:

  • По образцу или рисунку
  • По словесному описанию
  • На темы после чтения сказок, рассказов
  • По творческому замыслу
  • По чертежам моделей

Перед выполнением каждой новой работы педагог планирует 5-10 минут для проведения беседы, стараясь в ней ярко и доходчиво затронуть вопросы  выбранной темы. Во время беседы руководитель предлагает детям что-то вспомнить,  представить,  стараясь увлечь предстоящей работой. Беседы позволяют учащимся точнее подобрать композицию, колорит темы, выразить ее через свое самостоятельное понимание, проявляя свою творческую выдумку и фантазию.

Учебный труд можно сделать более эмоциональным, если на занятиях ввести элементы игры. Обучение тогда становится более радостным и увлекательным. Нельзя забывать,  что игра – это тоже учеба. Элементы игры обязательно должны присутствовать в труде ребенка. Усиливая положительные эмоции, связанные с трудом.

Наверх