Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
р.п. Шатки

  Нижегородская область,
р.п. Шатки,
ул. Федеративная, дом 4
8 (831) 904-17-42

 

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по разработке конспекта учебного занятия

12 апреля 2017 г.

Аннотация

Методические рекомендации созданы в помощь педагогам дополнительного образования по разработке конспекта учебного занятия.

Данные методические рекомендации могут быть использованы  педагогами дополнительного образования для подготовки к аттестационным испытаниям, к участию в профессиональных конкурсах и подготовке к занятиям.

Предложенный материал поможет спроектировать учебное занятие, выбрать тип, формы проведения занятий и правильно оформить ход занятия.

В основу данных методических рекомендаций положены:

- опыт работы методистов МОУ ДО ДЮЦ  Романовой А.А., Гудаковой  Ю.Н.;

- современные требования к оформлению разработки конспектов учебных занятий;

- пособие Л.Б. Малыхиной «Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей».

 

Пояснительная записка

Актуальность

Казалось бы, что может быть проще, чем написать конспект учебного занятия. Но с учетом современных требований, различных новшеств в образовании (использование ИКТ технологий, проектная деятельность) это стало непросто.

Конспект учебного занятия – это подробное и полное изложение содержания и хода занятия, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся.

Конспект нужен для подготовки к учебному занятию, т.к. работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия.

Для формирования у педагогов дополнительного образования наиболее полного представления о требованиях к конспекту учебного занятия, в рекомендациях представлен четкий план разработки учебного занятия с подробным описанием каждого этапа плана - конспекта.

С целью обновления содержания ДОД, проводятся конкурсы профессионального мастерства для педагогов дополнительного образования.

Для участия необходимо разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и учебное занятие. И чтобы грамотно это сделать, и созданы данные рекомендации.

Цель: оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования в проектировании разработки конспекта учебного занятия.

Ожидаемые результаты:

1.      использование педагогами в своей работе рекомендаций по разработке конспекта учебного занятия;

2.      создание единого для учреждения плана по разработке конспекта учебного занятия.

Содержание

План-конспект учебного занятия

 

1.      Педагог

2.      Наименование творческого объединения

3.      Состав учебной группы

4.      Тема учебного занятия

5.      Цель учебного занятия

6.      Задачи

7.      Форма учебного занятия

8.      Форма организации работы

9.      Методы обучения

10.  Образовательные технологии

11.  Материально – техническое оснащение

12.  План учебного занятия

13.  Ход учебного занятия

14.  Литература

15.  Литература, рекомендованная обучающимся.

 

Рассмотрим подробно каждый пункт плана.

1.      Педагог

- фамилия, имя, отчество педагога.

2.      2Наименование творческого объединения

точное и полное название творческого объединения.

3.      Состав учебной группы

- количество детей, присутствующих на занятии;

- количество мальчиков, девочек;

- возрастные характеристики присутствующих.

4.      Тема учебного занятия

- тема занятия;

- место занятия в дополнительной общеобразовательной программе;

- степень сложности занятия, в том числе для данной группы.

5.      Цель учебного занятия

-педагог при подготовке к занятию, прежде всего, определяет триединую цель в воспитательной, обучающей и развивающей областях;

- воспитательные цели отражают влияние содержания обучения и организации обучения, облика педагога, коллектива обучающихся на качество личности детей;

- обучающие цели связаны с процессом  овладения учебным материалом и определяют, какие именно знания, умения предполагается сформировать у обучающихся на занятии;

- развивающие цели занятия традиционно имеют отношение к развитию речи, мышления и др.

6.      Задачи

- это конкретные действия по достижению поставленной цели, которые могут быть выполнены на данном занятии;

- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;

-задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;

- для формулировки задач нужно использовать глаголы, характеризующие действия, ведущие к определенному результату

 ( «отработать», «организовать», « оказать», «выбрать», «составить» и др.)

7.      Форма учебного занятия

- экскурсия;

- практическое занятие;

- семинар;

- ролевая игра;

- деловая игра;

- занятие взаимообучения;

- круглый стол;

- соревнование;

- викторина;

- диспут;

- конкурс;

- спектакль;

- путешествие и др.

8.      Форма организации работы

- индивидуальная;

- групповая;

- индивидуально – групповая;

- фронтальная.

9.Методы обучения

метод обучения - это способ взаимосвязи деятельности педагога и обучающихся по достижению образовательных задач и целей;

Наиболее  известные классификации.

-методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

·         словесные (беседа, анализ текста, устное изложение);

·         наглядные (показ видеоматериалов и иллюстраций, работа по образцу, показ, исполнение педагогом и др.);

·         практические (тренинг, лабораторные работы, практические работы, упражнения).

- методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

·         объяснительно – иллюстративные (при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

·         репродуктивные (в этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

·         частично-поисковые (дети участвуют в коллективном поиске);

·         исследовательские (дети овладевают методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

- При проектировании учебного занятия педагогу необходимо придерживаться одной из существующих классификаций методов обучения;

- выбор методов обучения зависит от возрастных (психологических, физиологических) особенностей обучающихся и от материальной базы образовательного учреждения.

10.  Образовательные технологии

 - технология личностно – ориентированного обучения;

- технология индивидуализации обучения (адаптивная);

- групповые педагогические технологии;

- технология коллективной творческой деятельности;

- технология исследовательского (проблемного) обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающая технология;

- информационно-компьютерная технология;

- технология развивающего обучения;

- проектная технология.

Технология личностно – ориентированного обучения

Ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Варианты дифференциации:

·         комплектование учебных групп однородного состава;

·         внутригрупповая дифференциация для разделения по    уровням познавательного интереса;

·         профильное обучение в старших группах на основе    диагностики, самопознания и рекомендаций детей и    родителей.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная)

- технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).

 

Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Индивидуализация обучения – выбор и использование в организации учебного процесса  способов, приемов, темпов обучения, обусловленных индивидуальными особенностями учащихся. 

Групповая  педагогическая технология

- технология обучения, которая  содержит в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную.

Разновидности групповых технологий:

·         групповой опрос;

·         учебная встреча;

·         дискуссия;

·         нетрадиционные занятия (конференция, путешествие,

   интегрированные занятия и др.)

Особенности групповых технологий:

·         учебная группа делится на подгруппы для решения и

   выполнения конкретных задач;

·         виден вклад каждого ученика в выполнении задания;

·         состав группы может меняться в зависимости от цели

  деятельности. 

Технология коллективной творческой деятельности

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в:

·         планировании;

·         подготовке;

·         осуществлении;

·         анализе  любого  дела.

 

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Этапы построения занятия:

·         актуализация опорных знаний;

·         создание проблемной ситуации;

·         постановка учебной проблемы;

·         построение проблемной задачи;

·         решение проблемы (выдвижение  и доказательство гипотез);

·         анализ возможных последствий;

·         проверка правильности решения  и повторение.

Игровая технология

Игровая технология – технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности

Здоровьесберегающие технология

Чередование видов деятельности, поз, видов преподавания и проведения физкультминуток, наличие эмоциональных разрядок предупреждает момент наступления усталости и утомляемости, повышает мотивацию к учебной деятельности, создает благоприятный психологический фон на занятии, формирует культуру здоровья.

Информационно-компьютерная технология

Информационные технологии -  технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).

Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Технология развивающего обучения

Система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

·         перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

·         поиск новых приёмов учебной работы;

·         управление своей учебной деятельности;

·         приемы обобщения.

Проектная технология

Метод проектов  - технология  обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

11.  Материально – техническая база

- аудитория (размеры);

- мебель для размещения детей и педагога (количество);

- учебное оборудование;

- технические средства обучения;

- наглядный и раздаточный материал;

- канцелярские принадлежности.

12.  План учебного занятия

1) Вводная, организационная  часть (время)

-приветствие;

- постановка цели занятия.

2) Основная часть (время)

- введение нового образовательного материала;

- обобщение, систематизирование и закрепление материала.

3)Заключительная часть (время)

- подведение итогов.

13.  Ход учебного занятия

Ход учебного занятия может быть в виде таблицы:

 

Этапы занятия

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1.Организационный

 

 

 

2.  Основной

 

 

 

3.  Заключительный

 

 

 

 

Ход занятия также может быть  текстом по этапам:

например,

1.      Организационный этап

-Педагог:

-Дети:

-Педагог:

-Дети:…

2.      Основная часть

Педагог:

-Дети:

-Педагог:

-Дети:…

14.  Список литературы

Литература, рекомендованная для детей

Литература, которой пользовались при подготовке занятия.

Правила оформления списка литературы

Самостоятельное издание:

Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль.    Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991. – 46 с.

Статья из журнала

Хуторской А.В. Технология эвристического обучения// Школьные технологии. -1998. - №4. – с. 55-75. 

Материал из сборника:

 

Матецкий Н.В. Учебные компьютерные задания в системе дистанционного обучения// Сб. научных трудов «На пути к 12-летней школе»/ По ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: РАО ИОСО, 2000. – с. 334-339

Законодательные материалы                                                                                                                                                                                                                Закон РФ «Об образовании». – М.: «Омега» - Л, 2005. – 45 с.                                                                   Конституция Российской Федерации. — М.: Приор,2004.- 32 с.

Статья из книги, журнала или другого разового издания

Долженко В.И. На пути совершенствования ассортимента средств защиты растений / В.И. Долженко // Защита и карантин растений.-2004.-№ 8.-С. 20-23.

Беседа руководителя с подчиненными как инструмент управления персоналом / А.К. Семенов // Психология и этика менеджмента и бизнеса. — М., 2002. — С. 114—123.

Книга одного автора

Казначевская Г. Б. Менеджмент: учеб, пособие для студ. среднего проф. образования / Г.Б. Казначевская. — 3-е изд.—  Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 352 с.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 5-е изд., - М.: издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.

Книга двух авторов

Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник для студ. вузов/ В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. — 4-е изд., пе-раб. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2003. — 477 с.

Книга трех авторов

Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб, пособие для студ. среднего проф. образования / Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. — М.: Академия, 2003.—  320 с.

Словари, справочники

  Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. — М.: Инфра-М, 2004.-578 с.

Ресурсы Internet

Экономическое развитие России. – http: // dabor.narod.ru

British Geological Survey.- http: // www. Nkw/ac/uk/html

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] / 2 электрон, опт. диска (СОКОМ): зв. цв. — 5-е изд. — Электрон, текст дан. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Книга, имеющая более трех авторов, описывается под заглавием

Автоматизированные информационные технологии в экономике / М.И. Семенов [и др.]; под общ. ред. И.Т. Трубилина. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 415 с.

15.Литература, используемая при составлении методических рекомендаций

1) Л.Б. Малыхина Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей/ авт.-сост. Л.Б. Малыхина.- Волгоград: Учитель,2015.-171с.

2) Г.К. Селевко Современные образовательные технологии: учеб,  пособие/ Г.К. Селевко.- М.,1998.

3) 900 igr.net

4) http: //ru.wikipedia.org

Наверх