Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
р.п. Шатки

  Нижегородская область,
р.п. Шатки,
ул. Федеративная, дом 4
8 (831) 904-17-42

 

Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

16 ноября 2016 г.

В концепции развития дополнительного образования 2014 года указаны проблемы дополнительного образования детей, одной из которых является отсутствие системы мониторинга эффективности работы учреждений дополнительного образования.

Главная причина – отсутствие в сфере дополнительного образования единых стандартов, с которыми в системе общего среднего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, это существенно осложняет процесс определения результата обучения и воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

По новому толково - словообразовательному словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой, мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Цель мониторинга – создание единой системы диагностики и контроля деятельности учреждения дополнительного образования.

В нашем учреждении наблюдаемыми процессами являются:

 - мониторинг оценки качества образовательной деятельности (освоение детьми дополнительных общеобразовательных программ);

 - мониторинг оценки качества воспитательной деятельности (уровень воспитанности, личностный рост обучающихся);

 - мониторинг деятельности педагогических кадров и их трудностей (характеристика педагогического состава, анализ педагогических затруднений, уровень профессиональной активности);

 - исследование социального заказа (опрос родителей, детей, общественных организаций с целью определения содержания социального заказа, а также – оценка качества результатов деятельности учреждениями дополнительного образования);

Из всех наблюдаемых процессов  в учреждениях дополнительного образования, самым важным и главным является мониторинг оценки качества образовательной деятельности, освоение детьми дополнительных общеобразовательных программ.

Мониторинг реализации образовательной программы – это процесс организации сбора, хранения, обработки данных по освоению программы, что позволяет делать выводы о правильности реализации образовательной программы.

Этапы мониторинга реализации образовательной программы:

1.      Цель программы.

2.      Определение «ожидаемых результатов».

3.      Установление критериев, по которым можно судить о достижении результатов.

4.      Подбор диагностик, методик. Определение форм, методов оценивания (зачет, выставка, концерт, анкетирование и др.)

5.      Систематический сбор данных, оценка результатов.

6.      Подведение итогов, принятие решения о внесении изменений в программу или решения продолжать работу без внесения коррективов.

В сфере дополнительного образования ведется поиск методов определения результативности освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ.

Результативность – это достижение обучающимися тех целей и задач, которые поставлены педагогом в дополнительной общеобразовательной программе.

Лучшим средством для отслеживания их достижений является аттестация обучающихся.

Аттестация обучающихся в учреждениях дополнительного образования представляет собой комплекс диагностических процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности педагога, качества образовательных программ.

Так как педагог дополнительного образования сам устанавливает себе критерии оценки качества реализации дополнительной общеобразовательной программы, то существует опасность, как упрощения, так и усложнения программного материала.

Процесс аттестации дает возможность педагогу оценить степень сложности программного материала и своевременно внести коррективы в ее содержание.

В Детско-юношеском центре разработан соответствующий локальный акт.

Практикуется вводная (сентябрь),  промежуточная (январь) и итоговая (май) диагностика  оценки качества образовательной деятельности.

Для творческих объединений, реализующих долгосрочные образовательные программы (два, три, четыре года обучения) и не завершивших курс обучения в данном учебном году, в мае проводится промежуточная диагностика.

Порядок итоговой и промежуточной аттестации в нашем учреждении регламентирует «Положение об итоговой и промежуточной аттестации учащихся в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр».  Согласно которому критерии оценки результативности не должны противоречить следующим показателям: высокий уровень – успешное освоение обучающимися более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; средний уровень – успешное освоение обучающимися  от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; низкий уровень – менее 50%.

После проведения аттестации педагог заполняет таблице с результатами аттестации обучающихся.

Фамилия имя обучающихся

Критерии оценки качества освоения дополнительной общеобразовательной программы

Результат диагностики

 

 

 

 

 

Сумма баллов

Уровень (высокий, средний, низкий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат выражается по всем критериям в балах, затем суммируется. Суммарный итог дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного учащегося и отследить степень соответствия того, что ребенок освоил заданным требованиям, а также внести изменения в процесс его дальнейшего обучения.

Наше учреждение продолжит вести работу по усовершенствованию системы мониторинга дополнительного образования детей.

 

Наверх