Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
р.п. Шатки

  Нижегородская область,
р.п. Шатки,
ул. Федеративная, дом 4
8 (831) 904-17-42

 

Методика проведения творческих конкурсных программ

19 апреля 2018 г.

1.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитательные мероприятия исключительно разнообразны, но количество форм воспитательной работы относительно невелико. К одной форме работы можно отнести сотни мероприятий. И все эти мероприятия, независимо от внешнего сходства или различия, будут иметь один или несколько признаков. Одним из признаков, позволяющих отнести разные по содержанию мероприятия к одной форме, является организационное сходство; все мероприятия одной формы подготавливаются по одному алгоритму. Соблюдение организационного алгоритма гарантирует успешность, эффективность мероприятия. Одним из самых многочисленных « классов» мероприятий являются конкурсные программы. Все конкурсы можно подразделить на несколько «семейств». Творческие конкурсы являются одним из « семейств», входящих в «класс» конкурсных программ. У этого «семейства» имеются все «классовые» признаки. Во-первых, алгоритм организации творческих конкурсов – то же, что и алгоритм организации всех остальных конкурсных программ. Во-вторых, в основе любого творческого конкурса – лежит соревнование в каком-либо виде деятельности, а это характерная черта всех конкурсных программ. Но в то же время у творческих конкурсов имеются собственные признаки. Первый и главный отличительный признак творческих конкурсов отражен в слове «творческий». В отличие от других конкурсных программ в этих конкурсах участники соревнуются в таких видах деятельности, которые носят преимущественно творческий характер. Другими словами, непременным атрибутом этих конкурсов должен быть творческий подход к конкурсным заданиям, то есть нестандартный, нетрафаретный, необычный. У детей это требование легче всего выполняется в игровой деятельности. Именно в игре детям проще всего проявить свой творческий потенциал. Поэтому детские творческие конкурсы часто называют « игровыми конкурсными программами». Творческие конкурсы – игры занимают первые строчки в рейтинге популярности воспитательных мероприятий. Причем у детей интерес к этим конкурсам даже более высок, чем у взрослых, - не всякое воспитательное мероприятие проходит с таким успехом. Причин популярности творческих конкурсов можно назвать несколько:

1.      веселый, задорный, жизнерадостный характер творческих конкурсов, обычно в зале, где они проводятся, всегда раздается смех, а поскольку дети любят смеяться, постольку они тянутся к тому, что может вызвать у них веселое настроение;

2.      для выполнения творческих конкурсных заданий часто не требуется высокого уровня сформированности тех или иных навыков, в творческих конкурсах могут принимать участие все желающие, обладая лишь смелостью и фантазией, они имеют шанс самовыразиться, утвердиться среди сверстников, не отличаясь при этом какими-либо особыми талантами;

3.      творческие конкурсы обладают исключительным потенциалом для развития самых разнообразных способностей ребенка:

·         коммуникативных

·         умение достойно держаться перед большой аудиторией

·         мимической и пантомической культуры

·         навыков совместной, групповой деятельности, умение фантазировать

·         речевых навыков

·         склонности к импровизации

·         развитию чувства юмора и эстетического вкуса.

Можно перечислить еще один-два десятка способностей, формированию и развитию которых способствуют творческие конкурсы. А значит, не обращать внимания, проходить мимо такого сильного, многонаправленного средства развития ребенка – это, как минимум, педагогическая близорукость. Пренебрежение творческими конкурсами тем более непростительно, что в плане организационных усилий эти мероприятия очень просты.

2.ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ТЕЗИСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В отношении творческих конкурсов в современной школе сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны – они популярны, любимы, полезны и легки в организации. С другой стороны – творческих конкурсов в школах проводится чрезвычайно мало. Причин этому несколько:

1.      Число широко известных конкурсов невелико, поэтому в школах очень часто организуются одни и те же конкурсные мероприятия;

2.      Большинство педагогов не владеют приемами творческого мышления, а значит, не могут сами « изобрести» новый творческий конкурс.

Для того, чтобы вырваться из этого замкнутого круга, педагоги, организующие творческие конкурсы, должны овладеть приемами творческого решения воспитательных задач, а в данном случае – приемами придумывания новых конкурсов. Таких приемов существует немало. В качестве образца продемонстрируем только один прием. Условно его можно назвать «классификация». Если признать, что конкурсные программы – это «класс» мероприятий, а творческие конкурсы «семейство», то неизбежно следует, что семейство должно состоять из «родов» и «видов». Предположим, что конкурс имени Шерлока Холмса – это один из «представителей» некоего «рода». Значит, помимо данного конкурса в «роде» могут быть и другие «представители». Чтобы их обнаружить, надо выявить характерный признак « рода». А это значит, что могут существовать творческие конкурсы, посвященные другим литературным героям (Робин Гуду, Джеймсу Бонду, Остапу Бендеру и т.д.). Но если не останавливаться на достигнутом и продолжить применение приема классификации, то обнаружится, что все только что названные конкурсы – это отнюдь не самостоятельный « род». Родовым признаком действительно является то, что конкурсы посвящены герою-символу , но совсем не обязательно, чтобы это был литературный персонаж. Конкурсы могут быть посвящены сказочным персонажам ( Незнайка, кот Базилио, лиса Алиса), героям знаменитых комиксов ( черепашки-ниндзя), героям древних мифов ( Геракл, Одиссей, Прометей ) и т.д. Отсюда можно сделать общий вывод: десятки лет педагоги организуют определенные конкурсы, не задумываясь о том, что могут существовать еще тысячи конкурсов, подобных данным.
Процесс «изобретения» новых творческих конкурсов – очень увлекательное занятие, своеобразная «гимнастика ума». И если воспользоваться всеми приемами придумывания, то можно составить целую картотеку творческих конкурсов.
Но процесс «изобретения» не заканчивается, а только начинается с придумывания названия. Ведь у творческого конкурса, как и у каждого мероприятия, помимо названия, должны быть форма и содержание. Содержание творческих конкурсов тоже бывает однообразным. В том, что разные конкурсы имеют часто одинаковое содержание, повинны уже педагоги, которые не умеют или не хотят разрабатывать это содержание. Творческий конкурс будет тогда по-настоящему новым, когда новому названию будет соответствовать новое содержание, то есть творческие задания. Кроме этого соответствие названия, формы и содержания должно быть во всех творческих конкурсах. И, конечно, необходимо соответствие идеи и организационных усилий. Только тогда творческие конкурсы будут яркими и запоминающимися. Только тогда раскроется их уникальный потенциал. Только тогда они будут развивать и воспитывать детей.
Данные рекомендации адресованы педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных школ. В данной работе предлагаются наиболее эффективные методики игровой деятельности подростков, подходы к организации творческой конкурсной программы, рассматриваются варианты творческих конкурсов.
В организации предлагаемого мероприятия принимают участие педагог и дети. Дети, наряду с педагогом, выступают в качестве ведущих. Для этого им заранее раздаются слова. Для ребенка, выступающего в качестве богини Правосудия, заранее подготавливается костюм древнегреческого направления. В качестве музыкального оформления используются песни военных лет, которые отбираются и записываются заранее. Весь инвентарь, необходимый для конкурсов готовится также заранее. Для проведения данного мероприятия необходим педагог-помощник, который будет оказывать помощь в проведении конкурсов. Рекомендуемое количество основных участников не более 10 человек. Мероприятие проводится в заранее подготовленном и оформленном, соответственно тематике, зале. Для оформления используют воздушные шары, эмблему с цифрой 23 и гвоздиками, сцена украшена живыми цветами. Для участников на сцене необходимо подготовить столики. Каждый конкурс оценивается членами жюри по 5 – балльной системе. Победителей лучше всего определить по номинациям6 « самый романтичный», «самый ловкий»,»самый сообразительный» и т.д.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Афанасьев С.П. Методика проведения творческих конкурсов: Проблемы школьного воспитания. Нижегородский гуманитарный центр 1995 г. №2 35 с.

2.      Васюкова Л.М. Литературно-музыкальная композиция: сценарии уроков и мероприятий – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»:Приложение к журналу.

3.      Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел- М.:Педагогика, 1989.-208 с.

4.      Подборка журналов «Воспитание школьников»

5.      Хохлова С.В. Сообщение. Выпуск 3 – Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа, 1999.-240с.

 

Наверх