Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятии по дополнительной образовательной программе «Волшебная бумага» и состоит из следующих разделов:
- Объяснительная записка
- Методические советы на подготовительный период
- Материально-техническое обеспечение
- План занятия
- Сценарий проведения занятия
- Методические советы по проведению занятия
- Методические советы на период подведения итогов
- Литература
- Приложения
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов на уроках технологии, воспитателями детских садов на занятиях по ручному труду.
Объяснительная записка
Вводное занятие является одним из основных элементов в системе всего цикла учебных занятий, так как именно от первого занятия зависит, сможет ли преподаватель заинтересовать учащихся своим творчеством ( в данном случае) изготовлением поделок из бумаги, и какой процент обучающихся продолжит обучение в данном творческом объединении.
В данной методической разработке представлен пример интегрированного занятия «Введение в образовательную программу» по реализации дополнительной образовательной программы «Волшебная бумага».
Целью данной методической разработки является описание методики проведения первого учебного занятия, которое диагностирует имеющиеся знания учащихся, развивает интерес к данной области знаний и знакомит их с основными темами программы.
Возраст детей 6-9 лет.
Количество участников – 15 человек.
База для проведения данного мероприятия: творческая мастерская «Волшебная бумага» в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр».
Актуальность данной методической разработки обусловлена использованием на занятии элементов проблемного и развивающего обучения, позволяющей в игровой, увлекательной и ненавязчивой форме достичь поставленных педагогических цели и задач.
Методические советы на подготовительный период
Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного младшего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко применять нестандартные формы проведения занятий. В данном случае выбрана форма занятия – игра, которая способствует расширению игрового опыта и воспитанию положительных взаимоотношений детей.
Для того чтобы занятие было ярким, педагогу необходимо применять различные педагогические приемы. Например, на занятии педагог моделирует проблемные ситуации, ставит вопросы и дает игровые задания, которые побуждают детей к активной мыслительной деятельности, тем самым помогая решать поставленные перед ними задачи и, в итоге, это усиливает положительную самооценку обучающихся.
Так как данное занятие носит ознакомительный характер, целью которого является вызвать интерес детей к занятиям в объединении «Волшебная бумага», приоритет отдается наглядности. Педагогу необходимо организовать выставку поделок из бумаги, выполненных учащимися творческого объединения; создать выставку литературы, используемой для работы с бумагой. При возможности использовать компьютерные технологии: подготовить демонстрацию слайдов с изображением поделок из бумаги.
При подборе творческих заданий педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Также важно продумать вопросы, с которыми педагог будет обращаться к обучающимся, так как именно вопрос помогает сформировать обратную связь «педагог-ребенок», «ребенок-педагог».
Для практической работы необходимо подобрать задание, которое несложно в изготовлении и не занимает много времени. Это важно, так как монотонное и сложное практическое задание может привести к тому, что ребенок, не справившись с работой, потеряет интерес к данному виду творчества, неудача может его расстроить и понизить его самооценку. Кроме того многие ребята на данном этапе незнакомы с основными видами работы с бумагой, не достаточно грамотно владеют умениями работы с ножницами.
Для того чтобы дети увидели значимость практической работы, педагогу заранее нужно изготовить макет с изображением своего поселка, на котором будут: дорога с расположенными на ней машинами, пешеходный переход, деревья, река, административные здания и т.д., куда ребята могут разместить свои домики, и тем самым получить результат – законченный макет своего поселка как коллективный итог работы.
Очень важным моментом на подготовительном этапе является четкое планирование соотношения времени на теорию и на практическую работу. Необходимо учитывать тот факт, что большой объем теоретических сведений неприемлим для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети быстро устают от избытка информации, теряют интерес и становятся пассивными. То же самое происходит, когда затягивается практическая работа. Поэтому педагогу необходимо продумать временной режим для каждого этапа. Каждый этап должен иметь взаимосвязь с предыдущим и последующим этапами занятия.
Для активизации познавательной деятельности существует множество методов. Одним из таким методов является подвижная игра физкультминутка – как смена деятельности, которую целесообразно проводить между теоретическим и практическим этапами. Время проведения подвижной разминки 2-3 минуты.
Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия :
- Слайды с изображением различных поделок из бумаги
- Макет для организации мини-выставки детских работ
- Модель бумажного домика
- Выставка лучших работ учащихся творческом объединении. «Волшебная бумага».
- Выставка литературы по работе с бумагой
Материалы и инструменты для практической работы: (для каждого ученика)
- Лист бумаги
- Белый прямоугольник размером в половину формата А4 ( для стен дома), коричневый прямоугольник размером 15х7 см (для крыши), синий квадрат 5Х5 см (для двери), два голубых квадрата размером 3х3 см (для окон)
- Клей-карандаш
- Клеенка
- Тряпочка для рук
Технические средства:
Мультимедийный проектор.
Оборудование :
- Столы и стулья для детей, подобранные по возрастному критерию.
- Столик для размещения макета.
План занятия
- Организационный момент.
- Вводная часть занятия.
- Введение в теорию. Разнообразие бумажных изделий.
- Введение в историю возникновения бумаги.
- Введение в практическую деятельность.
- Практическая работа «Изготовление домика».
- Подведение итогов.
Цель занятия
- Вызвать у детей интерес к изготовлению поделок из бумаги; пробудить у них интерес к творчеству.
Задачи:
- Познакомить с образовательной программой «Волшебная бумага».
- Познакомить учащихся с разнообразием изделий из бумаги и картона, изготовленных путем применения различных технологий (оригами, аппликации, из волшебных полосок и др.)
Ожидаемый результат:
- Дети проявят интерес к творческому объединению «Волшебная бумага» и захотят в нем заниматься.
Этап, время
|
Содержание
|
Обоснование
|
Педагог
|
Ребенок
|
1.Организационный
момент
1-2 мин
|
Звучит музыка, и на ее фоне педагог говорит.
-Руки умелые скуки не знают
Что-то творят, мастерят, созидают.
Только старанья чуть-чуть прояви
И расцветут из бумаги цветы.
Звери бумажные вмиг оживут,
Если проявишь терпенье и труд.
И дело здесь вовсе не в чудесах,
А в добрых, умелых, волшебных руках.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Алексеевна. Я руковожу творческим объединением, которое называется «Волшебная бумага», в котором ребята мастерят поделки из бумаги. И сегодня я хочу познакомить вас с работой нашего объединения.
|
Приветствуют педагога.
У каждого ребенка бейджик с именем.
|
Подготовка к учебной деятельности. Создание позитивной психологической атмосферы для общения педагога с детьми.
|
2.Вводная часть занятия.
Подготовка к активной деятельности.
1 минута
|
- Сегодня мы поговорим о «волшебной» бумаге, почему «волшебной», вы узнаете чуть позже. Коснемся истории возникновения бумаги, познакомимся с таким видом творчества как изготовление поделок из бумаги. Вам интересно?
|
Внимательно слушают, настраиваются на работу.
|
Создание эмоционально-положительного настроя, подготовка детей к активному восприятию. Развитие познавательного интереса через эмоциональную мотивацию.
|
3.Введение в теорию. Разнообразие бумажных изделий.
10 минут
|
- Первый вопрос, который я хочу вам задать: из каких материалов можно мастерить и творить?
-Совершенно верно. На свете много различных материалов, из которых делают различные поделки, но дерево слишком твердое, резать его очень трудно; глина вязкая и липкая, ее надо обжигать; кусочки кожи надо научиться сшивать, а вот бумага- самый доступный и дешевый материал для изготовления интересных вещей.
- Внимание на экран. Посмотрите пожалуйста, какие удивительные, забавные изделия можно выполнить из бумаги.
Звучит фоновая музыка.
На экране появляются слайды с изображением бумажных изделий.
Приложение №1.
|
Предполагаемые ответы детей:
-Ткань,
- дерево,
-пластилин,
-глина,
-бумага
-кожа
-снег
Просматривают слайды.
|
Активизация познавательной деятельности.
Межпредметная связь с уроками «Мир вокруг нас»
Развитие кругозора.
|
4.Введение в историю возникновения бумаги.
5 минут
|
- Вот видите, какие прекрасные поделки можно сделать из обычной бумаги. Как вы думаете, давно ли появилась бумага?
- Было такое время, когда никто даже не знал, что есть такой материал. Древние люди рисовали на камне- это было очень неудобно. В Древнем Риме писали и рисовали на склеенных стеблях водного растения папируса, в Азии – на коже скота, в Древней Руси – на бересте. В 105 году научились изготовлять бумагу – это было важным событием. Первоначально бумагу получали из стеблей бамбука, позже русские мастера стали использовать солому. Сейчас же бумагу получают из древесины. В настоящее время производится очень много видов бумаги. Мы в творческом объединении для изготовления поделок используем наборы обычной цветной бумаги и картона.
|
Варианты ответов детей:
-давно,
-недавно
-была всегда
Дети внимательно слушают.
|
Активизация познавательной деятельности.
|
5.Введение в практическую деятельность.
10 минут
|
- Почему же для изготовления различных поделок самым популярным материалом является бумага? Наверно потому, что с ней легко и приятно работать.
Педагог раздает каждому ребенку лист бумаги.
- Давайте внимательно посмотрим на лист бумаги, какой он?
- Теперь возьмите лист бумаги в руки, что вы чувствуете?
-Попробуйте проделать с бумажным листом ряд опытов. Вы увидите, что бумага может…
-Совершенно верно. Еще бумагу можно разрезать, склеить, сшить, бумага горит, впитывает воду, ее можно покрасить. Эти свойства бумаги используются в процессе выполнения бумажных изделий.
-Ребята, а сейчас настало время узнать какие «помощники» нужны для работы с бумагой. Вам интересно?
- Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Педагог загадывает загадки об инструментах и материалах, используемых при работе с бумагой.
Приложение №2
- Молодцы, вы отгадали все загадки, и теперь знаете, без каких «помощников» не обойтись на занятиях творческого объединения.
- Вы не устали? Давайте немного отдохнем.
Педагог проводит физкультминутку.
Приложение №3.
|
Ответы детей:
-тонкий
-прямоугольный
-белый или цветной
Ответы детей:
-гладкая или шероховатая
-холодная или теплая
-гибкая или жесткая
-сминается
-сгибается
-скручивается
-рвется
Да.
Дети отгадывают загадки.
Если дети знают еще загадки об этих вещах, дать им возможность их загадать.
Ребята выполняют физические упражнения.
|
Активизация исследовательской деятельности
Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи.
Активизация познавательной деятельности.
Активизация мыслительной деятельности
|
6.Практическая работа «Домик»
10 минут
7. Подведение итогов
|
Звучит фоном музыка «Сказка»
- Когда же обычный лист бумаги перестает быть просто бумагой, и превращается в «волшебную»? – Когда вы прилагаете немного фантазии, берете в руки ножницы, клей, и в ваших руках появляются необычные композиции. Бумажные животные, люди и даже предметы оживают и мир превращается в удивительную сказку. Так почувствуйте себя творцом этой сказки, готовы?
- Я предлагаю вам сегодня смастерить бумажный домик. Все необходимое для этого у вас есть.
Педагог показывает поделку.
- Ребята, внимательно посмотрите на домик и скажите из каких частей он состоит?
-Совершенно верно. А теперь приступим.
1. Стена дома. Большой белый прямоугольник согните пополам, совмещая короткие стороны.
2. Крыша. Согните коричневый прямоугольник пополам, совмещая длинные стороны.
3. Дверь. Синий квадрат согните пополам, совмещая противоположные стороны.
4. Наденьте крышу на стену, совмещая сгибы.
5. Приклейте двери, окна (два маленьких голубых квадрата).
(Определить место расположения двери и окон детям предлагается определить самим, чтобы домики получились разными).
Каждое складывание педагог сопровождает пояснениями, точно определяющими действия.
- Итак, ваши домики готовы. Я попрошу вас показать , что же у вас получилось
- Молодцы. Очень красивые получились у вас дома.
|
Ответы детей:
-стена, крыша, дверь, окна
Дети работают над изготовлением домика.
Учащиеся демонстрируют готовые работы.
|
Активизация познавательной деятельности.
Ознакомление с устройством бумажного домика.
Знакомство с моделированием из бумаги.
Межпредметная связь с уроками технологии.
Развитие творческих способностей.
|
- Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Но прежде я предлагаю вам сделать небольшую мини-выставку ваших работ.
Педагог ставит столик с макетом поселка перед учащимися и предлагает им разместить на нем свои домики.
- Посмотрите, какой получился замечательный макет нашего поселка. Каждый из вас внес свою лепту – это ваша коллективная работа. Давайте еще раз вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
-Замечательно, ребята. Если вам понравилось работать с бумагой и вы заинтересовались этим творчеством, хотите сами смастерить еще много разнообразных поделок, добро пожаловать в творческое объединение «Волшебная бумага»! Кто желает в него записаться, после занятия прошу подойти ко мне.
- Большое спасибо вам за работу. Я хочу чтобы вы оставили себе на память сделанные вами домики.
- Попрошу убрать рабочие места.
-Желаю вам творческих успехов. До свидания!
|
Дети размещают свои домики на макет.
Ответы детей.
- Мы говорили о том, из чего можно делать поделки.
- Увидели разнообразие бумажных изделий.
-Узнали, когда появилась бумага.
-Познакомились с ее свойствами.
-Отгадывали загадки о «чудо-помощниках».
-Делали бумажные домики.
-Разместили домики на макете поселка.
Дети наводят порядок.
|
Подведение итога занятия.
Возможность наглядно ощутить результаты работы.
Развитие речи, памяти. Умения формировать свои ответы, делать выводы, анализировать.
Создание ситуации успеха.
Мотивация к обучению.
Культура труда
|
Методические советы по проведению занятия
Чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу необходимо с первых минут не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их. Так как педагог не знаком с детьми и сразу запомнить всех по именам ему очень трудно, то для удобства у каждого ребенка имеется бейджик с именем.
Во время проведения занятия педагогу очень важно иметь контакт с каждым учащимся, дать возможность выступить, ответить на вопрос каждому.
Очень важную роль играет поощрение. За любой успех или даже неудачу, ребенка нужно похвалить (Ты, молодец; Пока у тебя не все получается, но я думаю, что ты справишься и т.д.)
Для того, чтобы раскрыть творческий потенциал, определить уровень знаний по тематике проводимого занятия, наиболее удачно в данном случае такая форма проведения занятия, как индивидуальная: каждый учащийся выполняет творческое задание, отвечает на вопросы, изготавливает поделку. Это позволяет педагогу иметь более тесный контакт с каждым ребенком. Каждый принимает участие в процессе, высказывает свое мнение и т.д.
Немаловажное значение играет и коллективная работа. В данном случае – это оформление макета, как итог деятельности, где каждый ребенок имеет возможность увидеть значимость своей работы.
Наиболее перспективные методы обучения
- Объяснительно-иллюстративный
- Интерактивный
- Репродуктивный
Методические советы на период подведения итогов
Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих формах:
- Оформление мини-выставки выполненных работ на макете - как итог практической деятельности (итоговая коллективная работа).
- Обсуждение около макета главных вопросов, которые затрагивались на занятии.
- Обсуждение главных моментов при изучении нового материала ( систематизация и обобщение).
- Организация экскурсии по кабинету – творческая мастерская «Волшебная бумага»
Основной акцент при подведении итогов занятия делается на определение достижения цели – какое количество обучающихся продолжит обучение в данном творческом объединении. В связи с этим проводится опрос обучающихся, составляются списки желающих заниматься в творческом объединении, записываются их координаты (домашний адрес, школа, класс, контактные телефоны родителей).
Цель считается достигнутой, если в творческом объединении продолжат заниматься не менее 50% обучающихся.
Список литературы
1.Афонькин С.Ю, ,Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги.- СПб: Издательский дом «Литера», 2003.-192 с.
2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона./М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2007.- 192 с.
3.Дополнительная образовательная программа «Волшебная бумага». Автор Куликова О.А.
4.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе. 5.Практическое пособие. – Р.: Издательство «Учитель», 2006
6.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.- 224 с.
7.Поташник М.М. Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. – М.: Педагогическое общество России, 2006
8.Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО « ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2007.- 154 с.
9.Щеблыкин И.В. и другие аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе. 160 с.
Приложение № 1
Для изготовления слайдов необходимо подобрать и отсканировать красочные фотографии с изображением различных поделок из бумаги.
Приложение № 2
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки в стороны поставим, - стоя ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем (Поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот,
Будет вправо поворот, - (Поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз-хлопок, два – хлопок.
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре, - (Повороты с хлопками)
Плечи выше, руки шире! – (Поочередно в каждую сторону)
Опускаем руки вниз, и за парты вновь садись!
Приложение № 3
Загадки о материалах и инструментах,
которые используются для работы с бумагой
1.Над бумажным над листом
Машет палочка хвостом.
И не просто машет,
Бумагу клеем мажет. (Кисточка)
2.Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?... (Карандаш)
3.Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Цветные карандаши)
4.Кто этот циркач лихой –
Чертит круг одной ногой?
Как гвоздем, проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу! (Циркуль)
5.Деревянная пластинка –
Очень ровненькая спинка,
С циферками на боку,
Чертит ровную черту. (Линейка)
6. Хоть не прачка, но, друзья!
Старательно стираю я!(Стирательная резинка)
7.Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)