Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
р.п. Шатки

  Нижегородская область,
р.п. Шатки,
ул. Федеративная, дом 4
8 (831) 904-17-42

 

Методическая разработка «Баба Яга в ступе»

21 сентября 2016 г.

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по образовательной программе «Сувенир» и состоит из следующих разделов:

  1. Объяснительная записка
  2. Методические советы на подготовительный период
  3. Материально-техническое обеспечение
  4. План занятия
  5. Сценарий проведения мероприятия
  6. Методические советы по проведению занятия
  7. Методические советы на период проведения итогов
  8. Литература

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями в детских садах.

 

1.Объяснительная записка

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Поэтому необходимо включать в дополнительную образовательную программу занятия по изготовлению поделок из природного материала.

В данной методической разработке представлен пример интерактивного занятия, которое развивает интерес к данной области знаний.

            Поделки из природного материала – это не только красивые, оригинальные сувениры, в результате занятий с красивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения.

Целью данной методической разработки  является описание методики проведения учебного занятия, которое развивает интерес к данной области знаний и совершенствует навыки детей при работе с природным материалом.

Возраст детей 7-8 лет.

Количество учащихся 10-15 человек.

База для проведения данного занятия – творческая мастерская в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр».

Актуальность:  данной методической разработки обусловлена использованием на занятии элементов проблемного и развивающего обучения, позволяющая  в игровой, увлекательной и ненавязчивой форме достичь поставленных педагогических цели и задач.

 

2.Методические советы на подготовительный период

Учитывая особенности детей дошкольного младшего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко применять нестандартные формы проведения занятий. В данном случае выбрана форма занятия – игра, которая способствует расширению игрового опыта и воспитанию положительных взаимоотношений детей.

Для того чтобы занятие было ярким, педагогу необходимо применять различные педагогические приемы. Например, на занятии педагог моделирует проблемные ситуации, ставит вопросы и дает игровые задания, которые побуждают детей к активной мыслительной деятельности, тем самым помогая решать поставленные перед ними задачи и, в итоге,  это усиливает положительную самооценку обучающихся.

При подборе творческих заданий педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Также важно продумать вопросы, с которыми педагог будет обращаться к обучающимся, так как именно вопрос помогает сформировать обратную связь «педагог-ребенок», «ребенок-педагог».

Для практической работы необходимо подобрать задание, которое несложно в изготовлении и не занимает много времени. Это важно, так как монотонное и сложное практическое задание может привести к тому, что ребенок, не справившись с работой, потеряет интерес к данному виду творчества, неудача может его расстроить и понизить его самооценку

Очень важным моментом на подготовительном этапе является четкое планирование соотношения времени на теорию и на практическую работу. Необходимо учитывать тот факт, что большой объем теоретических сведений неприемлим для детей  дошкольного и младшего школьного возраста. Дети быстро устают от избытка информации, теряют интерес и становятся пассивными. То же самое происходит, когда затягивается практическая работа. Поэтому педагогу необходимо продумать временной режим для каждого этапа. Каждый этап должен иметь взаимосвязь с предыдущим и последующим этапами занятия.

Для активизации познавательной деятельности существует множество методов. Одним из таким методов является подвижная игра физкультминутка – как смена деятельности, которую целесообразно проводить между теоретическим и практическим этапами. Время проведения подвижной разминки 1-2 минуты.

 

3.Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия:

  1. Поделки из природного материала
  2. Макет волшебной поляны
  3. Выставка работ учащихся в творческом объединении «Сувенир»
  4. Выставка литературы по работе с природным материалом

Материалы и инструменты для практической работы  (для каждого ученика)

  1. Шишки сосновые, еловые
  2. Веточки
  3. Пряжа
  4. Пластилин
  5. Ткань
  6. Пластиковый стаканчик
  7. Ножницы
  8. Бумажная салфетка

Оборудование:

  1. Столы и стулья для детей, подобранные по возрастному критерию для размещения выставки

4.План занятия

  1. Организационный момент
  2. Вводная часть занятия
  3. Введение в практическую деятельность
  4. Объяснение нового материала
  5. Практическая работа «Изготовление «Бабы Яги в ступе».
  6. Подведение итогов

Цель:   Подвести детей к пониманию необходимости охраны природы. Совершенствовать навыки детей при работе с природным материалом

Задачи:

Образовательные:

- прививать учащимся знания, навыки, практические умения при работе с различным природным материалом

Развивающие:

- развивать мышление, воображение, желание сделать работу красивой

- развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к природе

- аккуратность в работе

- взаимовыручку и трудолюбие

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

1.словесный

  1. наглядный
  2. практический
  3. интерактивный

Ожидаемые результаты:  

  • Дети проявят интерес к занятиям по изготовлению поделок из природного материала.
  • Усовершенствуют навыки и умения при работе с природным материалом.

 

Сценарий проведения мероприятия

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Скажите, пожалуйста, вы любите сказки? А фантазировать, придумывать?

Дети: Да!

Педагог:

Тогда я предлагаю вам отправиться со мной в волшебную сказочную страну, Но для этого надо включить свое воображение. Все, что вы там увидите сделано руками жителей этой страны.

Итак, внимание, закрываем глаза и представляем… (Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»). Далеко-далеко раскинулось царство – страна сказок чудес и волшебства – Фантазия. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней останется пленником навеки. Потому, что деревья там самые причудливые, горы- самые загадочные, дома – как терема- самые расписные, и все в этой стране сделано руками людей.

Раздается голос. Появляется Баба Яга.

Баба Яга: 

Ишь, чаво захотели – в страну Фантазию они собрались. Вы что не знаете, что в страну Фантазию может войти лишь тот, кто любит трудиться, фантазировать, придумывать?

Педагог:

 Ой, а вы кто такая будете, бабушка?

Баба Яга:

Бабушка?! Кто я буду? Вы, чаво, не узнали меня? Ну я вам сейчас устрою. Вы у меня попляшете!!!

Педагог:

Бабушка! Не надо колдовать! Ты же добрая, а ну-ка, ребята, несите почетной гостье стул побыстрее.

Педагог:

Ребята, я, кажется, догадалась кто будет эта бабушка, а вы догадались?

Отгадайте загадку:

В лесной глуши в избушке,

Живет одна старушка.

Костяна ее нога, это бабушка…

Дети говорят… Яга.

Баба Яга:  

Молодцы, ребятки. Правильно, я  Баба Яга, а теперь ответьте мне, что вы хотите делать в волшебной стране?

Педагог:

Мы, бабушка, хотим научиться  с ребятами делать поделки из природного материала. А так как ты живешь в лесу, то природного материала у тебя, наверное, много, и многое ты, наверное, умеешь делать, и нам поможешь.

Баба Яга: 

Что верно, то верно. Житель я лесной, помогу вам, чем могу, но сначала назовите мне лесные растения– деревья, ягоды, которые вы знаете.

Дети отвечают.

Баба Яга: 

Правильно, ребятки, вижу, что вы знаете лесные растения.

Педагог: А надо ли беречь природу, ребята?

Дети отвечают.

Баба Яга: 

Прежде чем мы отправимся с вами дальше, и вы узнаете что будете делать, пройдя еще одно  испытание. Отгадайте-ка загадки, как отгадаете загадки, так вот эта волшебная дверь в страну Фантазию и откроется.

 Педагог читает загадки. Так как Баба Яга  плохо видит.

  1. Пластичный материал, предназначенный для лепки (пластилин)
  2. Из какого материала вяжут рукавицы и носки (пряжа)
  3. Из чего шьют одежду (ткань)
  4. Предмет посуды для питья (стакан)
  5. Летающий аппарат Бабы Яги (ступа)
  6. У дерева есть ствол, и есть… (ветки)
  7. Плод хвойного дерева (шишка)

 

Баба Яга: 

Ай, какие молодцы ребятишки, отгадали волшебные загадки.

Педагог:

Итак, ребята, замок открыт и мы попадаем с вами в страну Фантазию.

Фоном звучит музыка.

 

Баба Яга:  

Ну вот, думала я, думала – живется то мне в лесу одиноко, скучно. Да и не справиться мне одной с хулиганами, которые мой лес засоряют, деревья вырубают. От которых мне покоя нету. А вы, детишки, знаете ли правила поведения в лесу (дети отвечают).

Ну, молодцы все-то вы знаете. Сделайте мне подружек – старушек, и мне веселее будет.

Педагог:

Баба Яга, отдохни пока, посиди. А мы с ребятами сделаем тебе подружек, доставай свой природный, лесной  материал.

Объяснение нового материала.

Педагог:

Внимательно послушайте, ребята, как мы будем делать нашу поделку:

  • Голова из сосновой шишки
  • Туловище из еловой шишки
  • Метла из веточек и пряжи
  • Руки из веточек
  • Глаза из пластилина
  • Платок из ткани
  • Ступа из пластикового стаканчика, отделанного веточками

- Итак, приступаем к выполнению поделки.

  1. Берем пластиковый стаканчик, по горлышку и низу стаканчика приклеиваем пластилин, на него крепим веточки, одна к одной, это будет ступа, уберем ее в сторону.
  2. Берем веточку, на низ ее привязываем пряжу, подрезаем ровно ножницами, получается метла, ее тоже откладываем в сторону.
  3. Берем сосновую шишку, поворачиваем ее так, чтобы «хвостик» смотрел вниз. Это будет нос Бабы яги, по краям носа приклеиваем глаза из пластилина. Внизу из пластилина делаем рот.
  4. Берем пряжу, которую я вам заранее нарезала, укладываем ее на голове Бабы Яги между чешуйками шишки. Это будут волосы Бабы Яги.
  5. Берем еловую шишку-туловище, голову Бабы Яги крепим к туловищу при помощи пластилина, по бокам туловища при помощи пластилина крепим руки-веточки.
  6. В стаканчик-ступу положим смятую бумагу, чтобы фигурка Бабы Яги была устойчивее.
  7. Повяжем на голову Бабе Яге на голову платок из ткани.
  8. В руки – веточки крепим метлу при помощи пластилина.
  9. Готовую Бабу Ягу помещаем в ступу и наша поделка готова.

- Педагог объясняет всем учащимся порядок выполнения работы, подходит индивидуально к каждому, помогает советом, следит за осанкой.

- Педагог обращает внимание ребят на правила безопасности при работе с ножницами.

- Дети практически выполняют работ. Кто из детей выполнит работу раньше, помогает соседу.

- В середине занятия проводится физкультминутка, с целью снятия усталости.

Физкультминутка «Дождик»

1,2,3,4,5 – хлопки на счет

Вышел дождик погулять- руки вверх,-вниз.

Шел неслышно, по привычке,

А зачем ему спешить – ходьба на месте.

Вдруг читает на табличке

«По газонам не ходить!» - Повороты корпуса направо, налево.

Дождь вздохнул тихонько – руки плавно вытянуты вверх.

«Ох!» - плавно опустить.

И ушел – присесть.

Газон засох – закрыть голову руками.

Когда все ребята сделают работу. Педагог призывает всех детей к вниманию, предлагает выставить готовые работы на обозрение, на волшебную поляну.

Педагог: 

Ой, молодцы ребята, каких  подружек Бабе Яге сделали своими руками.

Посмотрите какие у нас получились хорошие поделки, вы работали дружно, помогали друг другу. На этом наше занятие подошло к концу. Приведите в порядок ваши рабочие места, и можете быть свободны.

 

6.Методические советы по проведению занятия

Чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу необходимо с первых минут  не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их. Во время проведения занятия педагогу очень важно иметь контакт с каждым учащимся, дать возможность выступить, ответить на вопрос каждому.

Очень важную роль играет поощрение. За любой успех или даже неудачу, ребенка нужно похвалить (Ты, молодец; Пока у тебя не все получается, но я думаю, что ты справишься и т.д.)

Для того,чтобы раскрыть творческий потенциал, определить уровень знаний по тематике проводимого занятия, наиболее удачно в данном случае такая форма проведения занятия, как индивидуальная: каждый учащийся выполняет творческое задание, отвечает на вопросы, изготавливает поделку. Это позволяет педагогу иметь более тесный контакт с каждым ребенком. Каждый принимает участие в процессе, высказывает свое мнение и т.д.

Немаловажное значение играет и коллективная работа, где каждый ребенок имеет возможность увидеть значимость своей работы.

 

7.Методические советы на период подведения итогов

Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих формах:

  • Оформление мини-выставки выполненных работ на макете - как итог практической деятельности (итоговая коллективная работа).
  • Обсуждение около макета главных вопросов, которые затрагивались на занятии.
  • Обсуждение главных моментов при изучении нового материала (систематизация и обобщение).

 

8.Литература

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе
  2. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала Изд. 2009.-99 с.
  3. Поташник М.М. Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок.- М.: Педагогическое общество России, 2006
  4. Федотов Г.Я. Художественные ремесла. М.:1997.- 205 с.
Наверх