Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по образовательной программе «Сувенир» и состоит из следующих разделов:
- Объяснительная записка
- Методические советы на подготовительный период
- Материально-техническое обеспечение
- План занятия
- Сценарий проведения мероприятия
- Методические советы по проведению занятия
- Методические советы на период проведения итогов
- Литература
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями в детских садах.
1.Объяснительная записка
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Поэтому необходимо включать в дополнительную образовательную программу занятия по изготовлению поделок из природного материала.
В данной методической разработке представлен пример интерактивного занятия, которое развивает интерес к данной области знаний.
Поделки из природного материала – это не только красивые, оригинальные сувениры, в результате занятий с красивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения.
Целью данной методической разработки является описание методики проведения учебного занятия, которое развивает интерес к данной области знаний и совершенствует навыки детей при работе с природным материалом.
Возраст детей 7-8 лет.
Количество учащихся 10-15 человек.
База для проведения данного занятия – творческая мастерская в МОУ ДОД «Детско-юношеский центр».
Актуальность: данной методической разработки обусловлена использованием на занятии элементов проблемного и развивающего обучения, позволяющая в игровой, увлекательной и ненавязчивой форме достичь поставленных педагогических цели и задач.
2.Методические советы на подготовительный период
Учитывая особенности детей дошкольного младшего школьного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко применять нестандартные формы проведения занятий. В данном случае выбрана форма занятия – игра, которая способствует расширению игрового опыта и воспитанию положительных взаимоотношений детей.
Для того чтобы занятие было ярким, педагогу необходимо применять различные педагогические приемы. Например, на занятии педагог моделирует проблемные ситуации, ставит вопросы и дает игровые задания, которые побуждают детей к активной мыслительной деятельности, тем самым помогая решать поставленные перед ними задачи и, в итоге, это усиливает положительную самооценку обучающихся.
При подборе творческих заданий педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Также важно продумать вопросы, с которыми педагог будет обращаться к обучающимся, так как именно вопрос помогает сформировать обратную связь «педагог-ребенок», «ребенок-педагог».
Для практической работы необходимо подобрать задание, которое несложно в изготовлении и не занимает много времени. Это важно, так как монотонное и сложное практическое задание может привести к тому, что ребенок, не справившись с работой, потеряет интерес к данному виду творчества, неудача может его расстроить и понизить его самооценку
Очень важным моментом на подготовительном этапе является четкое планирование соотношения времени на теорию и на практическую работу. Необходимо учитывать тот факт, что большой объем теоретических сведений неприемлим для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети быстро устают от избытка информации, теряют интерес и становятся пассивными. То же самое происходит, когда затягивается практическая работа. Поэтому педагогу необходимо продумать временной режим для каждого этапа. Каждый этап должен иметь взаимосвязь с предыдущим и последующим этапами занятия.
Для активизации познавательной деятельности существует множество методов. Одним из таким методов является подвижная игра физкультминутка – как смена деятельности, которую целесообразно проводить между теоретическим и практическим этапами. Время проведения подвижной разминки 1-2 минуты.
3.Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия:
- Поделки из природного материала
- Макет волшебной поляны
- Выставка работ учащихся в творческом объединении «Сувенир»
- Выставка литературы по работе с природным материалом
Материалы и инструменты для практической работы (для каждого ученика)
- Шишки сосновые, еловые
- Веточки
- Пряжа
- Пластилин
- Ткань
- Пластиковый стаканчик
- Ножницы
- Бумажная салфетка
Оборудование:
- Столы и стулья для детей, подобранные по возрастному критерию для размещения выставки
4.План занятия
- Организационный момент
- Вводная часть занятия
- Введение в практическую деятельность
- Объяснение нового материала
- Практическая работа «Изготовление «Бабы Яги в ступе».
- Подведение итогов
Цель: Подвести детей к пониманию необходимости охраны природы. Совершенствовать навыки детей при работе с природным материалом
Задачи:
Образовательные:
- прививать учащимся знания, навыки, практические умения при работе с различным природным материалом
Развивающие:
- развивать мышление, воображение, желание сделать работу красивой
- развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе
- аккуратность в работе
- взаимовыручку и трудолюбие
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
1.словесный
- наглядный
- практический
- интерактивный
Ожидаемые результаты:
- Дети проявят интерес к занятиям по изготовлению поделок из природного материала.
- Усовершенствуют навыки и умения при работе с природным материалом.
Сценарий проведения мероприятия
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Скажите, пожалуйста, вы любите сказки? А фантазировать, придумывать?
Дети: Да!
Педагог:
Тогда я предлагаю вам отправиться со мной в волшебную сказочную страну, Но для этого надо включить свое воображение. Все, что вы там увидите сделано руками жителей этой страны.
Итак, внимание, закрываем глаза и представляем… (Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»). Далеко-далеко раскинулось царство – страна сказок чудес и волшебства – Фантазия. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней останется пленником навеки. Потому, что деревья там самые причудливые, горы- самые загадочные, дома – как терема- самые расписные, и все в этой стране сделано руками людей.
Раздается голос. Появляется Баба Яга.
Баба Яга:
Ишь, чаво захотели – в страну Фантазию они собрались. Вы что не знаете, что в страну Фантазию может войти лишь тот, кто любит трудиться, фантазировать, придумывать?
Педагог:
Ой, а вы кто такая будете, бабушка?
Баба Яга:
Бабушка?! Кто я буду? Вы, чаво, не узнали меня? Ну я вам сейчас устрою. Вы у меня попляшете!!!
Педагог:
Бабушка! Не надо колдовать! Ты же добрая, а ну-ка, ребята, несите почетной гостье стул побыстрее.
Педагог:
Ребята, я, кажется, догадалась кто будет эта бабушка, а вы догадались?
Отгадайте загадку:
В лесной глуши в избушке,
Живет одна старушка.
Костяна ее нога, это бабушка…
Дети говорят… Яга.
Баба Яга:
Молодцы, ребятки. Правильно, я Баба Яга, а теперь ответьте мне, что вы хотите делать в волшебной стране?
Педагог:
Мы, бабушка, хотим научиться с ребятами делать поделки из природного материала. А так как ты живешь в лесу, то природного материала у тебя, наверное, много, и многое ты, наверное, умеешь делать, и нам поможешь.
Баба Яга:
Что верно, то верно. Житель я лесной, помогу вам, чем могу, но сначала назовите мне лесные растения– деревья, ягоды, которые вы знаете.
Дети отвечают.
Баба Яга:
Правильно, ребятки, вижу, что вы знаете лесные растения.
Педагог: А надо ли беречь природу, ребята?
Дети отвечают.
Баба Яга:
Прежде чем мы отправимся с вами дальше, и вы узнаете что будете делать, пройдя еще одно испытание. Отгадайте-ка загадки, как отгадаете загадки, так вот эта волшебная дверь в страну Фантазию и откроется.
Педагог читает загадки. Так как Баба Яга плохо видит.
- Пластичный материал, предназначенный для лепки (пластилин)
- Из какого материала вяжут рукавицы и носки (пряжа)
- Из чего шьют одежду (ткань)
- Предмет посуды для питья (стакан)
- Летающий аппарат Бабы Яги (ступа)
- У дерева есть ствол, и есть… (ветки)
- Плод хвойного дерева (шишка)
Баба Яга:
Ай, какие молодцы ребятишки, отгадали волшебные загадки.
Педагог:
Итак, ребята, замок открыт и мы попадаем с вами в страну Фантазию.
Фоном звучит музыка.
Баба Яга:
Ну вот, думала я, думала – живется то мне в лесу одиноко, скучно. Да и не справиться мне одной с хулиганами, которые мой лес засоряют, деревья вырубают. От которых мне покоя нету. А вы, детишки, знаете ли правила поведения в лесу (дети отвечают).
Ну, молодцы все-то вы знаете. Сделайте мне подружек – старушек, и мне веселее будет.
Педагог:
Баба Яга, отдохни пока, посиди. А мы с ребятами сделаем тебе подружек, доставай свой природный, лесной материал.
Объяснение нового материала.
Педагог:
Внимательно послушайте, ребята, как мы будем делать нашу поделку:
- Голова из сосновой шишки
- Туловище из еловой шишки
- Метла из веточек и пряжи
- Руки из веточек
- Глаза из пластилина
- Платок из ткани
- Ступа из пластикового стаканчика, отделанного веточками
- Итак, приступаем к выполнению поделки.
- Берем пластиковый стаканчик, по горлышку и низу стаканчика приклеиваем пластилин, на него крепим веточки, одна к одной, это будет ступа, уберем ее в сторону.
- Берем веточку, на низ ее привязываем пряжу, подрезаем ровно ножницами, получается метла, ее тоже откладываем в сторону.
- Берем сосновую шишку, поворачиваем ее так, чтобы «хвостик» смотрел вниз. Это будет нос Бабы яги, по краям носа приклеиваем глаза из пластилина. Внизу из пластилина делаем рот.
- Берем пряжу, которую я вам заранее нарезала, укладываем ее на голове Бабы Яги между чешуйками шишки. Это будут волосы Бабы Яги.
- Берем еловую шишку-туловище, голову Бабы Яги крепим к туловищу при помощи пластилина, по бокам туловища при помощи пластилина крепим руки-веточки.
- В стаканчик-ступу положим смятую бумагу, чтобы фигурка Бабы Яги была устойчивее.
- Повяжем на голову Бабе Яге на голову платок из ткани.
- В руки – веточки крепим метлу при помощи пластилина.
- Готовую Бабу Ягу помещаем в ступу и наша поделка готова.
- Педагог объясняет всем учащимся порядок выполнения работы, подходит индивидуально к каждому, помогает советом, следит за осанкой.
- Педагог обращает внимание ребят на правила безопасности при работе с ножницами.
- Дети практически выполняют работ. Кто из детей выполнит работу раньше, помогает соседу.
- В середине занятия проводится физкультминутка, с целью снятия усталости.
Физкультминутка «Дождик»
1,2,3,4,5 – хлопки на счет
Вышел дождик погулять- руки вверх,-вниз.
Шел неслышно, по привычке,
А зачем ему спешить – ходьба на месте.
Вдруг читает на табличке
«По газонам не ходить!» - Повороты корпуса направо, налево.
Дождь вздохнул тихонько – руки плавно вытянуты вверх.
«Ох!» - плавно опустить.
И ушел – присесть.
Газон засох – закрыть голову руками.
Когда все ребята сделают работу. Педагог призывает всех детей к вниманию, предлагает выставить готовые работы на обозрение, на волшебную поляну.
Педагог:
Ой, молодцы ребята, каких подружек Бабе Яге сделали своими руками.
Посмотрите какие у нас получились хорошие поделки, вы работали дружно, помогали друг другу. На этом наше занятие подошло к концу. Приведите в порядок ваши рабочие места, и можете быть свободны.
6.Методические советы по проведению занятия
Чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу необходимо с первых минут не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их. Во время проведения занятия педагогу очень важно иметь контакт с каждым учащимся, дать возможность выступить, ответить на вопрос каждому.
Очень важную роль играет поощрение. За любой успех или даже неудачу, ребенка нужно похвалить (Ты, молодец; Пока у тебя не все получается, но я думаю, что ты справишься и т.д.)
Для того,чтобы раскрыть творческий потенциал, определить уровень знаний по тематике проводимого занятия, наиболее удачно в данном случае такая форма проведения занятия, как индивидуальная: каждый учащийся выполняет творческое задание, отвечает на вопросы, изготавливает поделку. Это позволяет педагогу иметь более тесный контакт с каждым ребенком. Каждый принимает участие в процессе, высказывает свое мнение и т.д.
Немаловажное значение играет и коллективная работа, где каждый ребенок имеет возможность увидеть значимость своей работы.
7.Методические советы на период подведения итогов
Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих формах:
- Оформление мини-выставки выполненных работ на макете - как итог практической деятельности (итоговая коллективная работа).
- Обсуждение около макета главных вопросов, которые затрагивались на занятии.
- Обсуждение главных моментов при изучении нового материала (систематизация и обобщение).
8.Литература
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ урока в начальной школе
- Маркелова О.Н. Поделки из природного материала Изд. 2009.-99 с.
- Поташник М.М. Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок.- М.: Педагогическое общество России, 2006
- Федотов Г.Я. Художественные ремесла. М.:1997.- 205 с.