Аннотация
Данная методическая разработка содержит практический материал для занятий по аппликации и ручному труду с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе « Волшебная бумага» и состоит из следующих разделов:
- Объяснительная записка.
- Методические советы на подготовительный период.
- Материально-техническое обеспечение.
- План занятия.
- Сценарий проведения мероприятия.
- Методические советы по проведению занятия.
- Методические советы на период подведения итогов.
- Литература.
- Приложения.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов на уроках технологии, воспитателями в детских садах при ознакомлении детей с разнообразием птиц.
- Объяснительная записка
Одним из основных направлений работы с детьми является декоративно-прикладное творчество. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых навыков у детей; развитию у них эстетического вкуса; творческой активности; пробуждают фантазию; активизируют наблюдательность, внимание, воображение; развивают ручные умения; чувство формы, глазомер. Так при работе с бумагой и картоном дети учатся правильно подбирать цветовые сочетания, грамотно составлять композицию, выбирать форму, привыкают к аккуратному, бережному использованию материала.
Целью данной методической разработки является описание методики проведения воспитательного мероприятия с элементами учебного занятия по « Объемной аппликации».
Возраст детей 6-8 лет.
База для проведения данного занятия зависит от того, где педагог проводит занятия с детьми: школа, детский сад, учебный кабинет в ДЮЦ.
Актуальность данной методики обусловлена использованием на занятии элементов проблемного и развивающего обучения, позволяющей в игровой, увлекательной и ненавязчивой форме достичь поставленных педагогических цели и задач.
- Методические советы на подготовительный период
Учитывая особенности нервно-психического развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, и большую эмоциональность и впечатлительность необходимо применять нестандартные формы занятий. В данном случае выбрана форма занятий – игра, которая способствует расширению игрового опыта и воспитанию положительных взаимоотношений детей.
Для того чтобы занятие было интересным нужно применять различные педагогические приемы. К примеру, на занятии моделируются проблемные ситуации, ставятся вопросы и даются игровые задания, которые побуждают детей к активной, мыслительной деятельности, и тем самым помогают решить поставленные задачи- и в итоге это усиливает положительную самооценку учащихся.
К моменту проведения занятия учащиеся должны уже обладать определенными умениями и навыками работы с ножницами, клеем, шаблоном.
Важно продумать вопросы, которые будут задаваться детям, так как именно вопрос помогает формировать обратную связь «педагог-ребенок», «ребенок-педагог».
Загадки для разгадывания кроссворда «перелетные птицы» лучше подобрать в стихотворной форме чтобы они были понятны и интересны ребятам.
Необходимо подготовить соответствующее теме занятия музыкальное оформление.
Для большей наглядности взаимоотношений птиц (воробьев и скворцов) и значимости изготовления домиков для птиц можно использовать инсценированное представление, в котором участниками являются ребята из другой группы.
Кроме того, для практической работы необходимо подобрать модель скворечника простую в изготовлении и не занимающую много времени. Это важно, так как сложное практическое задание может привести к тому, что ребенок, не справившись с работой, потеряет интерес, а неудача может его расстроить и понизить его самооценку.
Обязательно нужно подготовить четкие схемы деталей домиков (для всех учащихся) и недостающие элементы такие, чтобы у детей не возникало трудности в процессе сборки. Домики для птиц можно сделать разноцветными чтобы показать разнообразие цветовых сочетаний.
Для того, чтобы придать работе более целостный художественный образ, сделанные скворечники лучше прикрепить на выполненные, на предыдущем занятии березки с листочками.
Очень важным моментом на подготовительном этапе является четкое планирование соотношения времени на теорию и практическую работу. Педагогу необходимо продумать временной режим для каждого этапа. Кроме того, каждый этап должен иметь взаимосвязь с последующим этапом занятия.
Для активизации познавательной деятельности существует множество методов. Одним из таких методов является подвижная игра или физкультминутка – как смена деятельности, которую целесообразно проводить между теоретическим и практическим этапами. Время проведения физкультминутки 1-2 минуты.
- Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия
- модель птичьего домика
- большой картонный скворечник
- аппликационные работы учащихся «березка»
- картинка с изображением скворца
- птичьи маски, костюмы (воробья, скворца)
Технические средства
- магнитофон
Материалы и оборудование
Цветной картон, полоска гофрированного картона, спичечный коробок (пустой), тонкая деревянная палочка, черный бумажный круг диаметром 1, 5 см, клей ПВА, шаблон детали птичьего домика, простой карандаш, ножницы, кисточка для клея, салфетка или тряпочка, подставка для кисточки, тарелочка для клея, шило.
- План занятия
- Организационный момент
- Вводная часть занятия
- Введение в теорию
- Введение в практическую деятельность
- Практическая работа
- Заключительная часть
Цель: Закрепить знания детей о пользе птиц и подвести их к пониманию необходимости помогать птицам.
Задачи:
- расширить и обобщить знания детей о пользе птиц, их жизни и повадках через разные виды деятельности
- закрепить умения и навыки работы с шаблоном, карандашом, клеем, ножницами
- развивать внимание, точность, аккуратность
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, развивать у учащихся чувство прекрасного, познавательный интерес, эстетический вкус
Ожидаемый результат:
- дети проявят интерес к перелетным птицам, в частности к скворцу, захотят помочь им, а именно смастерить для них домики.
- Сценарий проведения занятия
Этап
|
Содержание
|
Обоснование
|
Педагог
|
Дети
|
1.Организационный момент
|
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать тему «Объемная аппликация». Усаживайтесь поудобнее.
|
Приветствуют педагога.
|
Подготовка к учебной деятельности. Создание позитивной-психологической атмосферы для общения педагога с детьми.
|
2.Вводная часть занятия
|
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о замечательном времени года, когда от зимнего сна просыпается вся природа, а птицах, которые возвращаются из теплых стран. Поближе познакомимся с одной из перелетных птиц. А с какой именно, вы узнаете чуть позже. Вы готовы?
|
Внимательно слушают, настраиваются на работу.
- Готовы.
|
Создание эмоционально-положительного настроя. Подготовка детей к активному восприятию
|
3. Введение втеорию
|
-Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всюду зеленеет,
И в полях звенит ручей,
Если солнце светит ярче,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер-
Значит к нам пришла…
А сейчас назовите мне, пожалуйста, приметы весны, о которых говорится в стихотворении, также можете добавить и свои наблюдения.
- Молодцы, вы правильно назвали приметы весны. А как весной весело и звонко поют птицы в лесах и парках. Они радуются тому, что прилетели домой из чужих стран, радуются теплу и солнцу. А сейчас закройте, пожалуйста, глазки, и представьте, что вы находитесь в весеннем лесу.
Дует теплый ветерок, пахнет свежестью и молодой зеленью. Вслушайтесь в песню весны, о чем щебечут птицы, журчат ручьи.
Звучит фонограмма «Лес».
- Давайте с вами вспомним, какие же птицы к нам возвращаются весной из теплых стран. Сделаем так: вам нужно будет разгадать кроссворд, в котором спрятались названия перелетных птиц. Я буду загадывать загадки о перелетных птицах, а вы попробуйте их отгадать . Договорились?
Педагог загадывает загадки приложение №1.
- Ну вот, все загадки вы отгадали. Молодцы. Что же за слово получилось в выделенной колонке?
- Правильно, «скворец». Вот с этой птицей мы с вами сегодня познакомимся поближе.
Педагог показывает картинку с изображением скворца.
- Видели ли вы эту птицу? Где?
- Что вы о ней знаете?
- Эти птицы живут в скворечниках и называются скворцами. Их знают и любят многие люди, не только за то, что они приносят пользу, но и за их веселый нрав. У скворцов нет своей песни, как у других птиц, но они хорошие звукоподражатели, и часто распевают песни других птиц. А то вдруг скворец заквакает лягушкой, или залает собакой, и снова запоет чужие песни. Очень хорошо это у него получается.
|
Слушают педагога.
- Весна!
Предполагаемые ответы детей-тает снег,
- бегут ручьи
-солнце светит ярче
-день становится длиннее
-расцвели подснежники и т.д.
Внимательно слушают голоса птиц, журчание ручья.
- Договорились.
Дети отгадывают загадки.
Учащиеся читают слово «скворец»
Рассматривают картинку.
Предполагаемые ответы детей
-видели
-не видели
-на улице
- в саду
-приносят пользу и т.д.
Слушают педагога.
|
Развитие познавательного интереса через эмоциональную мотивацию.
Активизация познавательной деятельности.
Активизация мыслительной деятельности
Диагностика первоначальных знаний.
Развитие речи, умение четко и лаконично формулировать свои ответы.
|
4.Введение в практическую деятельность.
5. Практическая работа
6. Заключительная часть
|
Под песню «Скворцы прилетели» вбегает ученица в черном костюме и маске скворца.
Скворец: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну а зовут меня… (Скворец).
- Верно! Вы угадали! Меня зовут скворец.
Из года в год, из века в век
Живу я там, где живет человек.
Селюсь я с колхозником рядом,
Слежу за его полем и садом.
Очищаю растения от вредных букашек,
Поедаю бабочек, жучков и клопов-черепашек-
Поэтому я не просто скворец,
А скворец-молодец.
Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.
Скворец: Ну ладно, ребята, я полечу домой. ( Улетает к скворечнику).
( В скворечнике шум, гам)-
Скворец: Убирайся вон, задира!
Воробей: Ни за что, моя квартира!
Я не временный жилец,
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю.
И не тронусь, хоть убей!
Скворец: Не упрямься!
Мне в наследство этот дом остался с детства.
Вылетай! Мой клюв остер, а не то…
Педагог: Ну и ну, вот это да!
Что вы ссоритесь, друзья!
Дом, конечно, нужен всем
С этим мы не спорим.
И с ребятами для вас
Домики построим!
- Когда скворцы осенью улетают в теплые края, хитрые воробьи заселяют их домики. Чтобы скворцы не выселяли весной воробьев из домиков, необходимо сделать скворечники и подарить нашим пернатым друзьям.
Вы согласны?
- Ну а перед работой необходимо немного размяться.
Физкультминутка. Приложение №2.
- Ну что же, давайте поможем птицам и смастерим им скворечники.
Педагог показывает модель скворечника.
-Основой домика служит обычный спичечный коробок.
1. Обведите, пожалуйста карандашом шаблон детали домика на цветной картон ( на обратной, не цветной стороне).
2. Аккуратно вырежьте ножницами получившуюся деталь
3. Положите делать цветной стороной вниз перед собой и по пунктирным линиям отогните верхние края детали на себя.
4. Наклейте получившуюся деталь домика на спичечный коробок, совмещая боковые и нижние края, детали и коробка.
5.Смажьте согнутые верхние края детали клеем и приклейте к ним согнутую пополам полоску гофрированного картона, чтобы передний край немного выступал вперед.
6 В центре домика приклейте черный круг.
7. В проделанное шилом отверстие вставьте тонкую деревянную палочку. Домик готов.
-Очень красивые получились у вас домики. Теперь нужно эти домики разместить на березках, которые вы сделали на предыдущем занятии.
- А как вы думаете, почему скворечники подвешивают на высоких шестах или повыше на деревья?
- Верно, чтобы кошки не добрались до птенцов.
|
Здравствуй!
Да!
-Скворец
Ответы детей: Мы рады тебе, скворец-молодец.
Дети смотрят представление.
- Согласны.
Дети рассматривают модель домика.
Учащиеся мастерят птичий домик.
Предполагаемые ответы детей
- чтобы не достали кошки и т.д.
|
Активизация познавательной деятельности
Мотивация к практической деятельности путем создания проблемной ситуации.
Ознакомление с устройством птичьего домика.
Межпредметная связь с уроками технологии.
Активизация мыслительной деятельности
|
Педагог раздает учащимся их аппликационные работы «Березка».
- Посмотрите, как красиво смотрятся птичьи домики на березках. Теперь и скворцы и воробьи будут довольны. А чтобы скворцы быстрее прилетели в свои скворечники давайте позовем их, расскажем стихи.
- Молодцы, ребята! Птицы дороги нам потому, что приносят пользу, и потому, что украшают нашу жизнь, заботьтесь о птицах, не разоряйте их гнезд, подкармливайте зимой, наблюдайте за ними, слушайте их, помогайте им.
Сегодня вы мастерили птичьи домики и пусть они сделаны из бумаги, я надеюсь, что кто-то из вас, вместе с папой смастерит настоящий скворечник и повесит его у себя в саду на радость птицам и вам самим.
-Наше занятие подошло к концу. Сделанные вами работы можете оставить себе.
- А сейчас я попрошу вас, навести порядок на своих рабочих местах.
Досвидание.
|
Учащиеся приклеивают домики на березки.
Дети читают стихи.
Приложение №3
Учащиеся убирают рабочие места.
|
Возможность наглядно ощутить результаты работы.
Развитие речи, памяти.
Культура труда
|
- Методические советы по проведению занятия
Для того чтобы занятие прошло наиболее успешно педагогу необходимо с первых минут не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их.
Во время проведения занятия педагогу важно иметь контакт с каждым ребенком, дать возможность каждому ответить на вопрос, выступить со своими идеями.
Очень важную роль играет поощрение – за любой успех или даже неудачу ребенка нужно похвалить («Ты – молодец, пока у тебя не все получается, но я думаю, что ты справишься.» и т.д.)
Наиболее перспективные методы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
- Методические советы на период подведения итогов
Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих формах:
- Обсуждение главных вопросов, которые затрагивались на занятии
- Оформление выставки выполненных работ как итог практической деятельности
- Организация экскурсии «Весенний лес»
- Форма подведения итогов такая же как в конспекте, или же иная на усмотрение педагога
8.Литература
1. Внеклассные мероприятия. Мозаика детского отдыха. 3-е изд. Москва «ВАКО».- 2007.-253 с.
2. Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир 2-3 классы. 2006.-235 с.
3. Щеблыкин И.В. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе. 1983. -160с.