Ученическое самоуправление - одна из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.
«Дети должны сегодня участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны как можно раньше чувствовать себя гражданами своей школы» (1918 г., «Обращение комиссии по просвещению»). Слова, сказанные в начале 20 века как нельзя актуальны и сегодня, в начале века 21.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, учиться пользоваться предоставленной властью, строить государство своей мечты.
Самоуправление дает подросткам осознать себя в различных социальных уровнях, научиться преодолевать трудности, накопить опыт общения, осознать ответственность за порученное дело.
Самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.
Ученическое самоуправление – это не управление одних детей другими, а обучение всех нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе.
Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт. Оно дает возможность школьникам организованно войти в систему гражданских отношений в обществе. Разнообразные виды совместной деятельности позволяют вырабатывать навыки социального взаимодействия, укрепляют умения брать на себя определенные обязательства и исполнять их, подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать собственные права, соотносить персональные интересы и общественные.
Деятельность, которой занимается подросток, может стать ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой деятельности подросток сможет найти приложение своим силам, найти возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников.
Самоуправление в коллективе – существенное средство социализации детей. На его базе происходит формирование чувств сопричастности к событиям, которые происходят вокруг них.
Цель программы: создание условий для развития ученического самоуправления в районе через организацию деятельности школы старшеклассника.