Шатковский район Арзамасского уезда Нижегородской области с центром селе Шатки был образован 10 июня 1929 года. В состав Шатковского района вошли: село Шатки, ставшее районным центром и села трёх волостей: Пановской, Смирновской и Пойской. Пионерское движение нашего района тогда состояло из 4 отрядов юных пионеров. Их атрибутами стали пионерский галстук цвета алого знамени и пионерский значок. Среди основных дел ребят была борьба с неграмотностью, помощь взрослым в труде и в бою, помогали бороться и со спекулянтами хлебом, выпускали стенные газеты, ставили спектакли и концерты, разучивали революционные песни.
Шли годы, район разрастался. После 1930 года отряды юных пионеров стали переименовываться в пионерские дружины, состоящие из классов-отрядов. В 1935 году в нашем районе насчитывалось уже 22 школы, в половине из которых была пионерская дружина.
1935 – 1944-е годы знаменательны тем, что в районе стали появляться первые пионерские вожатые:
1935 год – в Шатковской средней школе на должность старшей пионервожатой пришла Слепенкова Екатерина Николаевна. В числе первых пионеров были: А.П. Сидров, И.Г. Рябинина, Т.Скотникова, Е.В.Селедкина, В. Кидимов, И.И. Чугунов и др.
слева – направо: Крутов В.Ф. (директор Шатковской средней школы), Слепенкова Е.Н. (пионервожатая). Травин В.И., Митина Надя, Фомичева Паша
|
Директор школы В.Ф. Крутов беседует с активом о работе пионерской организации
1936г
|
Из архивных записей тех лет удалось выяснить:
1941 год – Собакинская нач. школа, пионервожатая – Винокурова К.А.
1942 год – Силинско – Майданская школа, пионервожатая – Волкова З.В.
1943 год – Смирновская ср. школа, пионервожатая – Фролова К.А.
1944 год – Понетаевская школа, пионервожатая – Сизина Р.А.
В этот период организации перестраиваются, становятся школьными. Каждый класс – отряд делится на звенья. Несколько школьных отрядов объединялись в дружину. Пионеры помогают колхозам в уборке урожая, работают на детских площадках. (Из воспоминаний Кабановой С.Ф. – пионерка 1923-1925 годов Шатковской ср. школы). Из воспоминаний пионерки 30-х годов Шатковской ср. школы Шер Е.А.: «Мы часто готовим выступления на различные темы: антирелигиозные, перед народными праздниками особенно памятны Пушкинские вечера…» Начали организовываться первые кружки. А после опубликования книги А. Гайдара «Тимур и его команда», тимуровская работа прочно вошла в жизнь отрядов.
Широкий характер тимуровское движение приобрело в военные годы. Многие учителя уходили на фронт. Из-за нехватки учителей школы стали объединяться. Пионеры нашего района, наряду с взрослыми работают на полях, вяжут носки, шарфы и варежки для фронтовиков, собирают металлолом и лекарственные травы, организуют концерты, организуют сбор средств на танк «Горьковский пионер».
В первые послевоенные годы пионерская организация оставалась для многих школьников школой социализации, умением жить и трудиться в коллективе, получить навыки управления, местом общения сверстников по интересам, местом формирования романтических идеалов.
Листая страницы летописей пионерских организаций нашего района, можно заметить, что в 1950 – 1960 годы «красной нитью» прошла традиция проведения сборов и линеек, на которых торжественно принимали в октябрята, в пионеры. Проводились и тематические торжественные сборы, посвященные Дню пионерии, Дню комсомола, Дню Победы и др.
Пионерская дружина Смирновской средней школы, 1950 – 1960-е годы
|
Во время проведения дружинной линейки или сбора соблюдался следующий ритуал: председатели советов отрядов сдавали рапорт о готовности своего отряда председателю совета дружины, затем председатель совета дружины сдавал рапорт старшей пионерской вожатой. Четкое и красивое выполнение ритуалов способствовало формированию у пионеров причастности к организации и к ее традициям, позволяло укреплять единство организации.
В пионерских дружинах создавались отрядные и дворовые спортивные команды. Пионеры играли в подвижные игры, игры с мячом, принимали участие в шашечных турнирах, спортивных играх «Старты надежд», готовились к сдаче норм комплекса «Будь готов к труду и обороне СССР!». Работали кружки: «Физкультурный», «Танцевальный», «Умелые руки», выпускали газеты.
Из воспоминаний пионерской вожатой Архангельской школы Карнауховой Прасковьи Андреевны: «В 50- годы очень много ходили в походы с детьми, ходили ежегодно. В группу собирались ребята из разных классов человек 15 и более. Ходили в Лукояновский район, где берёт своё начало река Тёша, под г. Муром, где Тёша впадает в р. Ока, в Борнуковские пещеры…»
Начиная с 50-х годов идет активизация учебной работы. В каждой дружине есть свое Красное Знамя. Принимали в пионеры детей в возрасте от 8 до 14 лет, на совете пионерского отряда, с помощью открытого голосования. Вступивший в ряды пионеров, на пионерской линейке давал Торжественное обещание. После чего ему торжественно повязывался пионерский галстук и вручался пионерский значок.
1960-1970 – следующий период ознаменовался перестройкой системы работы пионерских дружин – вводятся общесоюзные смотры, общественно-трудовые задания. Получило распространение движение «Спутник Семилетки».
В честь 90-летия со дня рождения Ленина прошел смотр пионерских дружин. Были созданы Ленинские комнаты и музеи, трудились под девизом «90 пионерских салютов».
Говоря о пионерской жизни тех лет, нельзя не вспомнить о военно-спортивной игре «Зарница», в которой с удовольствием участвовали несколько поколений пионеров. Стартовала «Зарница» в январе 1967 г. Эту пионерскую игру называют самой массовой игрой ХХ века. В каждой школе она проходила каждый год. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Ребята любили эту игру за то, что можно было с головой окунуться в боевой дух состязаний.
Из воспоминаний пионерской вожатой (1965-1973годов) Архангельской школы Козловой Нины Михайловны: «В школе была пионерская дружина, пионеры шефствовали над октябрятами. Были организованы: клуб «Звёздочка», клубы «Красногалстучные», «Прометей», отряд «Красный следопыт», ЮДМ (юные друзья милиции). Ребята нашей школы ежегодно отдыхали во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Я была награждена значком ЦК ВЛКСМ «Лучшему пионерскому вожатому».
В 60-70 -е годы пионерские дружины носили имена героев Великой Отечественной войны, пионеров или комсомольцев.
Так, например, Пионерская дружина Смирновской школы носила имя Героя Советского Союза Олега Кошевого. Пионеры собирали материал о жизненном пути Олега Кошевого, изучали его биографию, читали книгу Е. Кошевой «Повесть о сыне», оформляли альбомы, проводили пионерские сборы и торжественные линейки, посвященные подвигу героев-молодогвардейцев, отвечали на вопросы викторин. Пионерская дружина в Совхозской средней школы носила имя А.П.Гайдара. «Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров тех лет являлась жизнь и деятельность В.И.Ленина, - вспоминает пионервожатая 1965 года Пищаева Надежда Михайловна, - Традиционными делами пионерской организации были: помощь колхозу, сборы: «Пионеры – герои», «День рождения Ленинского комсомола», «День рождения В.И.Ленина», День птиц, сбор макулатуры и металлолома и др. Во время летних каникул на базе школы работал штаб пионерской дружины. Ребята не только отдыхали, но и работали. Организовывали тимуровскую команду, Прослушивали грамзаписи с речами Ленина, любимые песни Ильича, оформляли стенд, вели переписку с пионерами союзных республик.
С конца 60-х начала 70-х годов в Шатковском районе набирает обороты поисковая деятельность. Так, например, Красные следопыты Совхозской школы собрали интересный материал о легендарной Ленинградской пионерке Тане Савичевой, ставшей жертвой фашизма в Блокадном Ленинграде. А Красные следопыты Красноборской школы в 1980 году продолжили поисковую деятельность, организовав переписку со следопытами г.Горького и Донецкой областью.
В 1968 году следопыты Совхозской школы за хорошую поисковую работу вторыми в области приняты в гарнизон «Красной крепости». С отчётом о своей работе они выступили по Горьковскому телевидению.
В 1968 году следопыты Совхозской школы за хорошую поисковую работу вторыми в области приняты в гарнизон «Красной крепости». С отчётом о своей работе они выступили по Горьковскому телевидению.
В середине 70-х начале 80-х годов пионеры 5Б класса отряда имени В.М.Комарова Шатковской средней школы решили начать поиски первых пионеров своей школы. Они узнали, что одной из первых пионервожатых была Слепенкова Екатерина Николаевна. С её помощью следопыты нашли Сидрова Н.П.( с.Архангельское), Тяпугину Т.И. (райком КПСС), Рыжикову (райфо), Майорову, Забавина П.В. ( ПМК-516) и др. В 6 классе искатели были более решительны и пошли в Шатковский райсполком. Дроздова С.И. дала им целый список тех, кто был первым пионером.
В 6 классе искатели были более решительны и пошли в Шатковский райсполком. Дроздова С.И. дала им целый список тех, кто был первым пионером.
Многие годы пионерская организация была для ребят и взрослых школой жизни. Но не всё было так гладко в истории пионерской организации… 90-ые годы стали временем серьёзной проверки сделанного и достигнутого, оценки значимости общественной активности детей и подростков, выбора нового пути. К 1991 году пионерская организация закончила свое существование вместе с развалом СССР. И с 1 октября 1990 года ее приемником стал Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО-ФДО). 15 января 1991 года был создан Союз пионерских организаций Нижегородской области, девиз которого «За Родину, Добро и Справедливость!»
За 25 лет многое изменилось в нашем государстве. Обновилось содержание работы детских организаций. Детские организации прошлого и современные детские организации решали и решают одни и те же задачи, прожив большую и интересную жизнь. Основой современных организаций стал огромный опыт, накопленный пионерской организацией.
15 октября 1992 г. в «Детско-юношеском центре» прошел слет пионерских организаций, где было принято решение об образовании Районной Детской Организации «Радуга» в районе. На слете присутствовали делегаты 26 пионерских организаций района, которыми было принято решение создать Районную детскую организацию «Радуга» (РДО «Радуга»).
С этого времени детское движение можно характеризовать как вариативное по направленности деятельности (творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая и т.д). Старшими вожатыми района были разработаны программы деятельности Детских общественных объединений, в основу содержания которых вошли программы СПО-ФДО: «Игра-дело серьезное», «Возрождение», «Древо жизни», «Зеленый мир», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «4+3».
19 ноября 2003г. – прошел районный слет детских общественных объединений Шатковского района, на котором был определен курс на активизацию и развитие.
В 2004 -2005 годах были детскими объединениями разработаны свои уставы. А РДО «Радуга» ставит перед собой цель: создание условий для формирования у старших вожатых системы профессиональных знаний, педагогического мастерства, активизация деятельности детских объединений района. Происходили небольшие изменения в символике и атрибутике ДОО, менялись направления, программа деятельности, численность членов объединения, но главный принцип-добровольность, остался неизменным.
2010год - в районе действует 17 разновозрастных детских объединений (936 чел). Все детские объединения зарегистрированы, как члены Районной Детской Организации «Радуга». Создана новая эмблема РДО «Радуга», новое знамя с эмблемой РДО «Радуга» в центре полотнища.
2011 год – реализуется районный проект «Свой голос», в результате которого в РДО «Радуга» начала выпускаться районная газета «Мы вместе», на страницах которой журналисты рассказывают о делах в своих ДОО.
Основные направления деятельности РДО:
- образовательное (школа вожатого – новичка, школа актива);
- информационное (выпуск газеты РДО «Мы вместе», работа страничек ДОО в социальной сети в контакте);
- патриотическое;
- тимуровская работа;
- коллективно – творческая деятельность.
Традиционные дела РДО «Радуга»:
- слёт детских общественных объединений Шатковского района;
- 15 октября – день рождения РДО «Радуга»;
- смотр – конкурс детских общественных объединений Шатковского района;
- «Копилка добрых дел» (тимуровская работа);
- «Сердцем прикоснись к подвигу» (патриотическое направление);
- встреча вожатых разных поколений;
- Праздник «Здравствуй, друг!»;
- участие в проектах СПО НО.
Современные детские объединения и организации не возникли на пустом месте: они используют многолетний позитивный опыт первых шагов пионерского движения в России. До сих пор теоретическая основа современного детского движения базируется на сохраняющих свою актуальность идеях Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, благодаря чему в России сегодня вновь возрождается детское движение.