Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
р.п. Шатки

  Нижегородская область,
р.п. Шатки,
ул. Федеративная, дом 4
8 (831) 904-17-42

 

История детского движения в Шатковском районе

Шатковский район Арзамасского уезда Нижегородской области с центром селе Шатки был образован 10 июня 1929 года. В состав Шатковского района вошли: село Шатки, ставшее районным центром и села трёх волостей: Пановской, Смирновской и Пойской. Пионерское движение нашего района тогда состояло из 4 отрядов юных пионеров. Их атрибутами стали пионерский галстук цвета алого знамени и пионерский значок. Среди основных дел ребят была борьба с неграмотностью, помощь взрослым в труде и в бою, помогали бороться и со спекулянтами хлебом, выпускали стенные газеты, ставили спектакли и концерты, разучивали революционные песни.

Шли годы, район разрастался. После 1930 года отряды юных пионеров стали переименовываться в пионерские дружины, состоящие из классов-отрядов. В 1935 году в нашем районе насчитывалось уже 22 школы, в половине из которых была пионерская дружина.

1935 – 1944-е годы знаменательны тем, что в районе стали появляться первые пионерские вожатые:

1935 год – в Шатковской средней школе на должность старшей пионервожатой пришла Слепенкова Екатерина Николаевна. В числе первых пионеров были: А.П. Сидров, И.Г. Рябинина, Т.Скотникова, Е.В.Селедкина, В. Кидимов, И.И. Чугунов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слева – направо: Крутов В.Ф. (директор Шатковской средней школы), Слепенкова Е.Н. (пионервожатая). Травин В.И., Митина Надя, Фомичева Паша

Директор школы В.Ф. Крутов беседует с активом о работе пионерской организации
1936г

Из архивных записей тех лет удалось выяснить:

1941 год – Собакинская нач. школа, пионервожатая – Винокурова К.А.

1942 год – Силинско – Майданская школа, пионервожатая – Волкова З.В.

1943 год – Смирновская ср. школа, пионервожатая – Фролова К.А.

1944 год – Понетаевская школа, пионервожатая – Сизина Р.А.

 

В этот период организации перестраиваются, становятся школьными. Каждый класс – отряд делится на звенья. Несколько школьных отрядов объединялись в дружину. Пионеры помогают колхозам  в уборке урожая, работают на детских площадках. (Из воспоминаний Кабановой С.Ф. – пионерка 1923-1925 годов Шатковской ср. школы).  Из воспоминаний пионерки 30-х годов Шатковской ср. школы Шер Е.А.: «Мы часто готовим выступления на различные темы: антирелигиозные, перед народными праздниками особенно памятны Пушкинские вечера…»  Начали организовываться первые кружки. А после опубликования книги А. Гайдара «Тимур и его команда»,  тимуровская работа прочно вошла в жизнь отрядов.

Широкий характер тимуровское движение приобрело в военные годы. Многие учителя уходили на фронт. Из-за нехватки учителей школы стали объединяться. Пионеры нашего района, наряду с взрослыми работают на полях, вяжут носки, шарфы и варежки для фронтовиков, собирают металлолом и лекарственные травы, организуют концерты, организуют сбор средств на танк «Горьковский пионер».

В первые послевоенные годы пионерская организация оставалась для многих школьников школой социализации, умением жить и трудиться в коллективе, получить навыки управления, местом общения сверстников по интересам, местом формирования романтических идеалов.


Листая страницы летописей пионерских организаций нашего района, можно заметить,  что в 1950 – 1960 годы «красной  нитью» прошла  традиция проведения сборов  и  линеек,  на  которых  торжественно  принимали  в  октябрята,  в  пионеры. Проводились  и  тематические  торжественные  сборы,  посвященные  Дню  пионерии, Дню  комсомола,  Дню  Победы  и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пионерская дружина Смирновской средней школы, 1950 – 1960-е годы

Во  время   проведения  дружинной линейки  или  сбора  соблюдался  следующий  ритуал:  председатели  советов  отрядов  сдавали рапорт  о  готовности  своего  отряда    председателю  совета дружины,  затем  председатель  совета   дружины  сдавал  рапорт  старшей  пионерской  вожатой. Четкое и красивое выполнение ритуалов способствовало формированию у пионеров причастности к организации и к ее традициям, позволяло укреплять единство организации.
В  пионерских  дружинах  создавались  отрядные  и  дворовые  спортивные  команды.    Пионеры   играли  в  подвижные  игры, игры  с  мячом,   принимали  участие  в   шашечных  турнирах,  спортивных  играх  «Старты  надежд»,  готовились  к  сдаче  норм  комплекса  «Будь  готов  к  труду  и  обороне    СССР!». Работали кружки: «Физкультурный», «Танцевальный», «Умелые руки», выпускали газеты.

Из воспоминаний пионерской вожатой Архангельской школы Карнауховой Прасковьи Андреевны:  «В 50- годы очень много ходили в походы с детьми, ходили ежегодно. В группу собирались ребята из разных классов человек 15 и более. Ходили в Лукояновский район, где берёт своё начало река Тёша, под г. Муром, где Тёша впадает в р. Ока, в Борнуковские пещеры…»

 

Начиная с 50-х годов идет активизация учебной работы. В каждой дружине есть свое Красное Знамя. Принимали в пионеры детей в возрасте от 8 до 14 лет, на совете пионерского отряда, с помощью открытого голосования. Вступивший в ряды пионеров, на пионерской линейке давал Торжественное обещание. После чего ему торжественно повязывался пионерский галстук  и вручался пионерский значок.
 

1960-1970 – следующий период ознаменовался перестройкой системы работы пионерских дружин – вводятся общесоюзные смотры, общественно-трудовые задания. Получило распространение движение «Спутник Семилетки».

 

В честь 90-летия со дня рождения Ленина прошел смотр пионерских дружин. Были созданы Ленинские комнаты и музеи, трудились под девизом «90 пионерских салютов».

Говоря  о  пионерской  жизни  тех   лет, нельзя не вспомнить о военно-спортивной игре «Зарница», в  которой с удовольствием участвовали несколько  поколений  пионеров. Стартовала «Зарница» в январе 1967 г. Эту  пионерскую  игру  называют  самой  массовой  игрой  ХХ  века.  В  каждой школе  она  проходила  каждый  год. В ходе игры пионеры делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Ребята любили  эту  игру  за  то,  что  можно  было  с  головой  окунуться  в  боевой  дух  состязаний.

 

Из воспоминаний пионерской вожатой (1965-1973годов) Архангельской школы Козловой Нины Михайловны: «В школе была пионерская дружина, пионеры шефствовали над октябрятами. Были организованы: клуб «Звёздочка», клубы «Красногалстучные», «Прометей», отряд «Красный следопыт», ЮДМ (юные друзья милиции). Ребята нашей школы ежегодно отдыхали во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Я была награждена значком ЦК ВЛКСМ «Лучшему пионерскому вожатому».

В  60-70 -е   годы  пионерские  дружины  носили  имена  героев  Великой  Отечественной  войны,  пионеров  или  комсомольцев.

Так, например, Пионерская  дружина  Смирновской школы  носила  имя  Героя  Советского  Союза  Олега  Кошевого.  Пионеры  собирали  материал  о  жизненном  пути  Олега   Кошевого,  изучали  его  биографию,  читали  книгу    Е. Кошевой   «Повесть  о  сыне»,  оформляли  альбомы,  проводили пионерские  сборы  и  торжественные линейки,  посвященные    подвигу  героев-молодогвардейцев,  отвечали  на  вопросы    викторин. Пионерская дружина в Совхозской средней школы носила имя  А.П.Гайдара. «Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров тех лет являлась жизнь и деятельность В.И.Ленина, - вспоминает пионервожатая 1965 года Пищаева Надежда Михайловна, - Традиционными делами пионерской организации были: помощь колхозу, сборы: «Пионеры – герои», «День рождения Ленинского комсомола», «День рождения В.И.Ленина», День птиц, сбор макулатуры и металлолома   и др. Во время летних каникул на базе школы работал штаб пионерской дружины. Ребята не только отдыхали, но и работали. Организовывали тимуровскую команду, Прослушивали грамзаписи с речами Ленина, любимые песни Ильича, оформляли стенд, вели переписку с пионерами союзных республик.

 

С конца 60-х начала 70-х годов в Шатковском районе набирает обороты поисковая деятельность. Так, например, Красные следопыты Совхозской школы собрали интересный материал о легендарной Ленинградской пионерке Тане Савичевой, ставшей жертвой фашизма в Блокадном Ленинграде. А Красные следопыты Красноборской школы в 1980 году продолжили поисковую деятельность, организовав переписку со следопытами  г.Горького и Донецкой областью.

 

В 1968 году следопыты Совхозской школы за хорошую поисковую работу вторыми в области приняты в гарнизон «Красной крепости». С отчётом о своей работе они выступили по Горьковскому телевидению.

В 1968 году следопыты Совхозской школы за хорошую поисковую работу вторыми в области приняты в гарнизон «Красной крепости». С отчётом о своей работе они выступили по Горьковскому телевидению.

В середине 70-х начале 80-х годов пионеры 5Б класса отряда имени В.М.Комарова Шатковской средней школы решили начать поиски первых пионеров своей школы. Они узнали, что одной из первых пионервожатых была Слепенкова Екатерина Николаевна. С её помощью следопыты нашли Сидрова Н.П.( с.Архангельское), Тяпугину Т.И. (райком КПСС), Рыжикову (райфо), Майорову, Забавина П.В. ( ПМК-516) и др. В 6 классе искатели были более решительны и пошли в Шатковский райсполком. Дроздова С.И. дала им целый список тех, кто был первым пионером.

В 6 классе искатели были более решительны и пошли в Шатковский райсполком. Дроздова С.И. дала им целый список тех, кто был первым пионером.

Многие годы пионерская организация была для ребят и взрослых школой жизни. Но не всё было так гладко в истории пионерской организации…   90-ые годы стали временем серьёзной проверки сделанного и достигнутого, оценки значимости общественной активности детей и подростков, выбора нового пути. К 1991 году пионерская организация закончила свое существование вместе с развалом СССР. И с 1 октября 1990 года ее приемником стал Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (СПО-ФДО). 15 января 1991 года был создан Союз пионерских организаций Нижегородской области, девиз которого «За Родину, Добро и Справедливость!»

За 25 лет многое изменилось в нашем государстве. Обновилось содержание работы детских организаций. Детские организации  прошлого и современные детские организации решали и решают  одни и те же задачи, прожив большую и интересную жизнь. Основой современных организаций стал огромный опыт, накопленный пионерской организацией.

15 октября 1992 г. в «Детско-юношеском центре» прошел слет пионерских организаций, где было принято решение об образовании Районной Детской Организации «Радуга» в районе. На слете присутствовали делегаты 26 пионерских организаций района, которыми было принято решение создать  Районную детскую организацию «Радуга» (РДО «Радуга»).

С этого времени детское движение можно характеризовать как вариативное по направленности деятельности (творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая и т.д).  Старшими вожатыми района были разработаны программы деятельности Детских общественных объединений, в основу содержания которых вошли программы СПО-ФДО: «Игра-дело серьезное», «Возрождение», «Древо жизни», «Зеленый мир», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «4+3».

19 ноября 2003г. – прошел районный слет детских общественных объединений Шатковского района, на котором был определен курс на активизацию и развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 2004 -2005 годах были детскими объединениями разработаны свои уставы. А РДО «Радуга» ставит перед собой цель: создание условий для формирования у старших вожатых системы профессиональных знаний, педагогического мастерства, активизация деятельности детских объединений района. Происходили небольшие изменения в символике и атрибутике ДОО, менялись направления, программа деятельности, численность членов объединения, но главный принцип-добровольность, остался неизменным.

2010год - в районе действует 17 разновозрастных детских объединений (936 чел). Все детские объединения зарегистрированы, как члены Районной Детской Организации «Радуга». Создана новая эмблема РДО «Радуга», новое знамя с эмблемой РДО «Радуга» в центре полотнища.

2011 год – реализуется районный проект «Свой голос», в результате которого в РДО «Радуга» начала выпускаться районная газета «Мы вместе», на страницах которой журналисты рассказывают о делах в своих ДОО.

 

Основные направления деятельности РДО:

  • образовательное (школа вожатого – новичка, школа актива);
  • информационное (выпуск газеты РДО «Мы вместе», работа страничек ДОО в социальной сети в контакте);
  • патриотическое;
  • тимуровская работа;
  • коллективно – творческая деятельность.

 

Традиционные дела РДО «Радуга»:

  • слёт  детских общественных объединений Шатковского района;
  • 15 октября – день рождения РДО «Радуга»;
  • смотр – конкурс детских общественных объединений Шатковского района;
  • «Копилка добрых дел» (тимуровская работа);
  • «Сердцем прикоснись к подвигу» (патриотическое направление);
  • встреча вожатых разных поколений;
  • Праздник «Здравствуй, друг!»;
  • участие в проектах СПО НО.

Современные детские объединения и организации не возникли на пустом месте: они используют многолетний позитивный опыт первых шагов пионерского движения в России.  До сих пор теоретическая основа современного детского движения базируется на сохраняющих свою актуальность идеях Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, благодаря чему в России сегодня вновь возрождается детское движение.

Наверх